ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 3

Действует Зестафонский центр духовного образования им. апостола Симона Кананита. Официальными печатными органами патриархата являются журнал «Джвари вазиса» («Крест из виноградной лозы»), газеты «Мадли» («Благодать») и «Сапатриаркос Уцкебани» («Ведомости Патриархии»). Проповедь христианства в Грузии связана с именами апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Мататы (Матафии). По церковной традиции Грузия – удел Пресвятой Богородицы, выпавший Ей по жребию в Сионской горнице. Считается, что первую епископскую кафедру в Грузии основал в с. Ацкури апостол Андрей, которого со Своим Нерукотворным образом послала проповедовать в Грузию Пресвятая Богородица. Грузинская церковная традиция считает первым иерархом ГПЦ апостола Андрея, поэтому грузинские первоиерархи с древности именуются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноапостольной Нины. Сведения о её деятельности в Картли (Восточная Грузия) сохранились как в грузинских преданиях, так и в грузинских, греческих, латинских, армянских и коптских источниках. В сочинениях византийских церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена и Феодорита Кирского упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной (в сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (свв. Рипсимии, Гаиании) – Нунее). Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является грузинский агиографический памятник «Житие св. Нины», сохранившийся в нескольких редакциях. Древнейшая вошла в «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли», V–VII вв.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т.е. в середине IV в.). К более поздним версиям относятся так называемая летописная редакция, включённая Леонтием Мровели в «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии», XI в.), и метафрастическая редакция XII в. (Э. Хоштариа-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст). Ещё одним важнейшим источником является «Житие царя Мириана», также вошедшее в «Картлис Цховреба». По «Житию св. Нины», она была уроженкой Каппадокии (г. Коластра), дочерью полководца римского императора Максимиана (284–305 гг.) свв. Завулона и Сосанны. Согласно грузинской традиции, св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу. После того как её родители целиком посвятили жизнь церкви, св. Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой (Ниофорой). Услышав от неё рассказ о хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне. Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божья Матерь и благословила её проповедовать в Своём уделе (Грузии), вручив деве крест из виноградной лозы, который она, проснувшись, обвила волосами (крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино») является символом ГПЦ). В 303 г., спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана (284–305 гг.), свв. Нина, Рипсимия, Гаиания и несколько девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь Трдат III Великий (ум. в 342 г.).

 



 
PR-CY.ru