ГРИГОРИЙ, Лисовский Григорий Яковлевич

ГРИГОРИЙ, Лисовский Григорий Яковлевич, в некоторых изданиях ошибочно: Иванович (1845–1927 гг.) – митрополит Полтавский. Из семьи псаломщика. После окончания в 1867 г. Полтавской духовной семинарии рукоположён во диакона и назначен законоучителем в военную гимназию в Полтаве. В 1873 г. избран смотрителем Полтавского духовного училища, рукоположён во иерея, назначен настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви при духовном училище. В 1890 г. возведён в сан протоиерея. Одновременно занимал должности председателя Епархиального совета Полтавского женского училища, законоучителя мужской гимназии, председателя правления эмеритальной кассы духовенства. Председатель совета епархиального Свято-Макариевского братства (с 1873 г.), председатель Полтавского церковно-археологического общества (с 1912 г.). Награждён орденами св. Анны третьей степени и св. Владимира четвёртой степени, а также золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. После закрытия Полтавского духовного училища в 1918 г. – приходский священник. Принимал активное участие в церковной жизни Полтавы. В начале октября 1921 г. Григорий был хиротонисан в Киеве Киевским митрополитом Михаилом (Ермаковым) и Белоцерковским епископом Димитрием (Вербицким) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Из-за немощности Полтавского архиепископа Парфения (Левицкого) Григорий фактически сразу приступил к управлению епархией, а после смерти архиепископа Парфения в январе 1922 г. исполнял обязанности правящего архиерея. Утверждён во главе Полтавской епархии и возведён в сан архиепископа на совещании украинских архиереев 23 августа – 5 сентября 1922 г. в Киеве. Григорий активно боролся с обновленцами и самосвятами (последователями В. Липковского), главным лозунгом которых была автокефалия Украинской церкви. Оставаясь на канонической точке зрения, Григорий считал, что Украинская церковь могла бы стать автокефальной только согласно соборному решению Матери-Церкви Всероссийской. Он призывал верующих молиться о прекращении церковных раздоров. Летом 1923 г. и зимой 1924 г. в Полтаве неоднократно совершались всенощные бдения, продолжавшиеся с 20.00 до 7 часов утра. Во время этих служб к обычно положенным на всенощной чтению и пению присовокуплялись особые молитвы о ниспослании церковного мира, произносились содержательные проповеди и поучения. Благодаря стойкости Григория и возглавляемого им духовенства много храмов в Полтавской епархии удалось отстоять от обновленцев и самосвятов. В конце 1924 г. зародился новый, «лубенский» раскол, возглавленный бывшим Лубенским викарием Полтавской епархии Феофилом Булдовским. Пастырское послание Григория, обличающее неканонические действия Булдовского, впоследствии стало основанием для его осуждения соборным постановлением 13 украинских епископов, затем утверждённого Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). В марте 1926 г. вместе с другими украинскими архиереями Григорий осудил организаторов григорианского раскола, подписав обращение к митрополиту Сергию. Григория отличала большая работоспособность и личная скромность. Незадолго до кончины он был возведён Угличским архиепископом Серафимом (Самойловичем), бывшим тогда по причине ареста митрополита Сергия Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, в сан митрополита, однако по скромности Григорий не стал это обнародовать. Перед смертью он пожелал быть похороненным возле своего последнего кафедрального Свято-Макариевского собора. Провожать гроб с телом архиерея собралось множество людей. Когда похоронная процессия двигалась по городу, её сопровождал колокольный звон всех полтавских церквей, даже занятых самосвятами.

 
PR-CY.ru