ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (ум. после 392 г.) – святитель (память в Западной церкви 24 апреля), епископ Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), латинский богослов и экзегет. О жизни Григория известно очень немногое. Он стал епископом г. Эльвира в Южной Испании (античная Иллиберида в римской провинции Бетика, близ современной Гранады) около 357–359 гг., когда в разгаре были арианские споры. Григорий проявил себя как один из самых стойких сторонников Никейского собора (325 г.) и противников арианства на Западе. По сообщению Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), он «никогда не присоединялся к арианскому заблуждению». По этой причине Григорий, скорее всего, не принимал участия в арианском соборе (359 г.) в Аримине (ныне Римини, Италия) и впоследствии отказался подписать его формулу. Однако, несмотря на непримиримую позицию, гонениям не подвергся. После смерти епископа Луцифера Каралитанского (Каралисского) в 370/371 г. Григорий стал одним из главных деятелей так называемого луциферианского раскола, поводом к которому послужили примирение староникейцев с омиусианами на Александрийском соборе 362 г. и вопрос о принятии в сущем сане омиусиан и полуариан. Последнее упоминание о Григории относится к 392 г. (в то время он уже достиг глубокой старости и скончался, вероятно, в последние годы IV в. или в первые годы V в.). В начале XX в. о его богословско-литературной деятельности было известно лишь по краткому упоминанию Иеронима, который говорит, что Григорий «написал посредственным слогом различные трактаты (diversos tractatus) и превосходную книгу о вере» (о «простоте и грубости» своего стиля Григорий писал сам). Но в течение последующих лет в результате кропотливой работы учёных по атрибуции спорных и анонимных сочинений (проведённой, в частности, Ж. Мореном и А. Вильмаром), а также с открытием А. Вегой новых рукописей в испанских библиотеках была установлена и неоспоримо доказана принадлежность Григорию ряда богословских и экзегетических трактатов, что сделало его одним из самых выдающихся испанских богословов, живших до Исидора, епископа Севильского (VII в.). Основную группу сочинений Григория составляют пять экзегетических трактатов: «Трактат о книгах Священных Писаний», «Пять книг (толкований) на Песнь Песней», «О Ноевом ковчеге», «Гомилии на Бытие», «Толкование на 91-й псалом». «Трактат о книгах Священных Писаний» раньше приписывался Оригену (около 185 – около 254 гг.) под названием «Tractatus Origenis» на основании указания в одной из рукописей, но впоследствии (сначала благодаря сравнению языка и стиля этого трактата с трактатами Григория «De fide» и «In Canticum canticorum», а затем изучению средневековой рукописной традиции) была доказана его принадлежность Григорию. Трактат состоит из 20 пространных гомилий (tractatus), в которых рассматриваются различные повествования из Священного Писания. Первые 19 гомилий посвящены аллегорическому толкованию отдельных мест Ветхого Завета, расположенных по порядку, начиная с книги Бытие и кончая Книгой пророка Захарии. В последней гомилии истолковывается вторая глава «Книги Деяний св. апостолов» и говорится о различных дарах и действиях Святого Духа в Новом Завете и в жизни церкви.

 



 
PR-CY.ru