ГРИГОРИЙ - Страница 2

После его отплытия в Рим епископом был объявлен еретик Левкий. Папа Римский, не разобравшись в деле Григория, заключил его в тюрьму, где тот провёл около двух лет, совершая чудеса исцеления и изгонял нечистых духов. Благодаря хлопотам его сторонников был созван Собор, где присутствовало более 150 епископов и 110 обвинителей. Во время суда над Григорием туча накрыла обвинителей, и их лица почернели. Григорий избавил от нечистого духа оклеветавшую его гетеру, которая сделалась бесноватой с момента лжесвидетельства; принеся покаяние, она была пострижена в монашество. Также был осуждён и отправлен в ссылку еретик Левкий. После оправдания Григория по его молитве сдвинулись брёвна, перегородившие реку и доставлявшие большие неудобства жителям города. Исполняя обещание, данное императору перед отъездом на родину, Григорий вернулся в Константинополь и, поселившись при монастыре Сергия и Вакха, принял участие в обсуждении новых церковных правил, составленных императором. После возвращения на Сицилию на пожертвованные императором средства он построил храм во имя апостолов Петра и Павла, помогал бедным, совершал исцеления и являлся духовным наставником не только жителей Акраганта, но и множества людей, приходивших к нему отовсюду. При исследовании «Жития» Григория, написанного Леонтием, исследователи, в первую очередь, отмечают хронологическую путаницу и непоследовательность текста, изобилующего подробностями бытового характера и сведениями из истории и географии Сицилии. Не указаны имена ключевых фигур эпохи (папа Римский, Константинопольский патриарх, император назван то Юстином, то Юстинианом), и нельзя точно определить время жизни Григория. Однако и имена, и события, что упомянуты в тексте, не вносят ясности: Иерусалимский патриарх Макарий II предположительно занимал кафедру до 575 г., в то время как борьба с монофелитской ересью, о которой идёт речь в «Житии», относится к VII в. Хронологическая путаница была, по-видимому, замечена уже Никитой Пафлагоном, который переработал «Житие»: из его редакции исключены некоторые имена, вызывающие наибольшие сомнения. Точное время создания «Жития» и личность автора также не могут быть окончательно установлены. Некоторые исследователи видят в Леонтии современника Григория, упомянутого в тексте, который при его составлении пользовался воспоминаниями святого. Другие (например, итальянский исследователь А. Аморе) считают, что он составил «Житие» много лет спустя после смерти Григория и не располагал точными сведениями о его жизни. Почти все согласны с тем, что «Житие» создано на Западе, и Леонтий жил в Риме; об этом свидетельствует обилие подробностей и детальное знание местной географии. Однако Александр Петрович Каждан (1922–1997 гг.) высказывал сомнения относительно римского происхождения автора, указывая на резкую антипапскую направленность «Жития». Кроме того, существует два авторитетных источника о жизни Григория, которые предполагают взаимоисключающие датировки: во-первых, в Синаксаре Константинопольской церкви указано, что Григорий был современником византийского императора Юстиниана II Ринотмета (685–695, 705–711 гг.) и участником Вселенского Собора 680 г., во-вторых, известны письма папы Римского Григория I Великого (590–604 гг.), где содержатся сведения о некоем Григории, епископе Акрагантском, который был обвинён в непристойном поведении и предстал перед папским судом. Поскольку письма датированы 591–592 гг., время жизни Григория смещается примерно на 100 лет назад.

 



 
PR-CY.ru