ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ - Страница 2

Впоследствии сказание в иной, расширенной редакции вошло в «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков». Нерешённым остаётся вопрос об авторстве позднейших (1590 гг. – начало XVII в.) глав, включённых в четвёртую редакцию «Повести...» (их составителем мог быть Григорий Топинский): «О переложении в новые гробы старцев Печерских», «Сказание о нашествии иноплеменников на Печерский монастырь» (о нападениях на обитель отряда полковника Лисовского и воеводы Яна Хоткевича в 1611 г. и шведского отряда в 1612 г.), главы «О крестохождении» (о крестном ходе в память победы над Стефаном Баторием) и «Изложение о чудесах Пресвятой Богородицы Печерской» (о чудесах от Печерской Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, имевших место в 1587–1608 гг.), а также созданного в 1602/1603 г. вступления к «Повести...», в котором содержится подробное описание монастыря, его построек и некоторых святынь («Монастырь Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения Печерский в долу меж горех»). В 1602 г. по благословению Псковского и Изборского епископа Геннадия Григорий Топинский подготовил расширенную редакцию Жития князя Всеволода (Гавриила), взяв за основу редакцию «Жития», принадлежащую перу другого псковского писателя середины XVI в. – Василия (Варлаама). Григорий Топинский значительно дополнил и переработал текст на основе летописных источников. Он включил в «Житие» краткое изложение традиционно связываемых с деятельностью князя Всеволода церковного «Устава» (о месте владыки и владычных органов управления в условиях жизни вечевого Новгорода) и «Рукописания» (о купеческой корпорации при новгородском храме св. Иоанна на Опоках), а также похвальное слово «О явлении мощей благовернаго великаго князя Гавриила-Всеволода, Новгородского, Псковского чюдотворца, и о принесении честных его мощей в великую церковь Святыя Троица». То, что составителем и редактором данных текстов был Григорий Топинский, подтверждает краткая статья «О гладех» в том же сборнике, в начале которой отмечено, что эта подборка произведений, прославляющих св. Всеволода, «труды же и снисканием по дару Святаго Духа ленивым и неключимым рабом… графися печерянином, имея слог имены буквенный: с третиим сотое и осмое, и паки с третиим седмъдесятое, сотое же паки седмъдесятым, кончает же ся за грубость четыредесятым (т.е. Григором) Топинским». Перу Григория Топинского принадлежит служба на преставление князя Всеволода (Гавриила), написанная при царе Борисе Феодоровиче Годунове (1598–1605 гг.) по благословению Псковского епископа Геннадия. Имя автора указано в акростихе – в первых словах тропарей канона. Авторская манера Григория Топинского характеризуется стремлением к насыщенности исторического содержания произведений и одновременно к беллетризации повествования. Николай Ильич Серебрянский (1872–1940 гг.) считал, что Григорий Топинский упомянул себя как «дьяка Григория иконника» при описании явления 5 сентября 1585 г. горящей свечи в алтаре печерской Успенской церкви (рассказ об этом чуде, свидетелем которого он стал вместе с двумя другими печерскими монахами, имеется в отдельных списках «Повести...»). В результате обследования монастырских пещерных захоронений в 1960 – начале 1970 гг. И.И. Плешанова обнаружила надгробную плиту-«керамиду» Григория Топинского: «Лета 7121 (1613) марта в 3 день преставися раб Божий печерской диак Григорей Топинской, во иноцех Геннадий схимник».



 
PR-CY.ru