ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (ум. в 1570 гг.) – инок Евфимиева суздальского монастыря в честь Преображения Господня, агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им житиям и канонам. Время творческой активности Григория исследователи определяют как конец 1550 – начало 1570 гг. Исследователи, изучавшие труды Григория, по-разному определяли период его творчества: раньше правления царя Иоанна IV Васильевича, вторая четверть XVI в., середина XVI в. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях самого Григория, и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы его связи с кругом книжников, сложившемся вокруг Московского митрополита Макария (1542–1563 гг.); неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа». Эти факты становятся исследователям понятны, если они признают, что начало литературной деятельности Григория пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих – конец 1550 гг. При этом они не могут отрицать, что творчество Григория во многом обусловлено оживлением в 1540–1550 гг. агиографической работы, во главе которой стоял Московский митрополит. Творения Григория посвящены, главным образом, суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило «Житие» преподобной Евфросинии Суздальской, известное не менее чем в 66 списках XVI–XIX вв. По мнению исследователей, «Житие» было создано предположительно на рубеже 1550 и 1560 гг., поскольку содержит описание чуда «о расслабленном», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем которого был автор. При создании произведения Григорий использовал летописи, «Житие» черниговского князя Михаила Всеволодовича, другие источники. Впоследствии монах Савватий увёз рукопись «Жития» Евфросинии в Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы монастырь. Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским епископом Варлаамом. Повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во вторую редакцию «Жития» преподобной, составленную Варлаамом в 1579–1585 гг. Варлаам сообщает также о прославлении преподобной Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе. Ранее Григорий написал службу Евфросинии, встречающуюся в списке конца 1550 – начала 1560 гг. Его перу принадлежат Пространная редакция «Жития», а также служба преподобному Евфимию, основателю суздальского Спасского монастыря. «Житие» Евфимия известно в трёх редакциях: краткой, созданной не позднее начала 1510 гг., проложной, составленной на рубеже XVI и XVII вв. на основе краткой редакции, и пространной редакции, автором которой является Григорий. Литературным образцом для него послужила четвёртая редакция «Жития» Сергия Радонежского, написанная Пахомием Сербом (в Похвале Евфимию имеются заимствования из пахомиевского Похвального слова Варлааму Хутынскому). Наиболее полный вид Пространной редакции содержит описание 14 чудес преподобного Евфимия. О нескольких последних чудесах Григорий пишет как непосредственный свидетель. В чуде «О Дмитрии Перепечине» упоминает архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Михаил (1556–1559 гг.). Таким образом, составление первоначального вида Пространной редакции исследователи относят к концу 1550 – началу 1560 гг. Разновидность Пространной редакции, включающая более позднее чудо «О князе Василии Кривоборском», в котором назван архимандрит Иов (1572–1587 гг.), по-видимому, является более поздней переработкой.

 



 
PR-CY.ru