ГРЕХ

ГРЕХ (от греч. промах, ошибка, погрешность, провинность, изъян; от лат. прегрешение, преступление; иврит. хетт, авера – теми же значениями) – понятие религиозной этики, характерное, в основном, для народно-национальных и мировых религий, охватывающее широкий спектр различных уклонений от эталонов праведной жизни – от мелкого житейского проступка, обрядовых упущений, до богоборчества. В христианстве грехом называют сознательное ослушание божественных заповедей, бунт против Творца, нарушение завета с Богом, вероломство по отношению к исполняющим божественную волю. На богословском языке это означает всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от Божьих заповедей и нарушение закона Божьего. По определению апостола, грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4). Согласно христианскому представлению, грех произошёл не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его святой воли своей, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. В первородном грехе (т.к. он был грехом природным, т.е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным) явилось условие для личных грехов каждого человека. Таким образом, личные грехи каждого человека происходят от повреждённой человеческой природы при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и дьявола. Считается, что основа греха – в эгоизме, себялюбии. По двоякому составу человека (духовному и телесному), себялюбие может проявляться или преимущественно в чувственной стороне, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все грехи при всём их разнообразии могут быть разделены на эти две категории: одни имеют характер чувственный (как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода), другие имеют характер духовный (как гордость, высокомерие и проч.). Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным грехам причисляются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:15). В нравственном богословии указываются различные виды греха, причём в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в грехе сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Классификации греха в христианстве многообразны. Главнейшие из этих делений: грех опущения, когда не исполняется то, что повелевается, и грех действия, или нарушения, когда делается то, что прямо запрещается. Все грехи подразделяются на грехи вольные, когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению; и грехи невольные, совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Есть грехи простительные, совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием; и есть грехи тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К наиболее распространённому разряду относится дихотомия смертного и простительного греха. В строгом смысле слова смертными грехами называются такие, которые, по упорству человека в грехе и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мёртвым для восприятия божественной благодати. Величайшим по тяжести грехом считается грех против Святого Духа, который может состоять в хуле на Бога, в недоверии к милости Божьей или в дерзком уповании на божественную благодать.

 



 
PR-CY.ru