ГРАД БОЖИЙ

"ГРАД БОЖИЙ" (лат. «De Civitate Dei») – заглавие знаменитейшего сочинения философа и богослова Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.), один из его основных трудов, в котором автор представил развёрнутую концепцию философии истории. Труд «О Граде Божьем» был написан в 413–427 гг., уже в конце жизненной карьеры этого отца церкви, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу – Богово, кесарю – кесарево» люди должны подчиняться законному правителю. Взятие Рима вестготами как будто послужило поводом для опровержения обвинения, возводившегося на христиан со стороны язычников в том, что их измена религии предков был причиной гибели Рима. На самом деле труд «О Граде Божьем» явился не полемическим трактатом, а необходимым принципиальным, основополагающим завершением философской и теологической, этической и политической доктрины автора. Обширное сочинение распадается на 22 книги. В первых десяти разрушается языческое религиозное и философское миросозерцание (причём в нём заключается богатый, во многих отношениях единственный материал и для изучения древних верований), а последние 12 строят христианскую систему. Здесь охватываются во всеобъемлющей теории мир и Бог, раскрываются процесс творения, судьбы человечества и неизбежно грядущее царство Божье. Здесь есть ответы на коренные вопросы о всех сторонах прошлого, настоящего и будущего, домирового, мирового и замирового, временного и вечного бытия. Одной из важных тем книги является борьба против ересей. Августин оправдывает репрессивные меры против еретиков и принудительное обращение в ортодоксальное христианство, описывая это формулировкой «Принудь войти (в лоно Церкви)!». Аврелий Августин начинает с критики римских обычаев и языческих религиозно-философских представлений, подчёркивает, что языческие боги не особо благоприятствовали римлянам. Например, они не спасли их от Эфесской вечерни (3:22) или от гражданской войны Мария и Суллы (3:29). Кроме того, языческие боги совсем не заботились о нравственности (2:6). В христианском Боге Августин отмечает «божественное милосердие», замечает, что Платон в наибольшей степени приближен к христианству (8:5). При этом платоники (Апулей), чтя Бога Создателя, приносили жертвы и демонам как посредникам. Это заблуждение Августин решительно отвергает. Вслед за Платоном он утверждает, что государство основано на идее справедливости, без которой оно превращается в «разбойничью шайку» (4:4). Отсюда Августин выводит понятие «справедливой войны» (4:15; 19:7). Он полагает, что со времени Адама до упадка Римской империи прошло не более 6 тыс. лет (12:10), также решительно отвергает «совечность» творения Творцу (12:16).

 



 
PR-CY.ru