ГОСПОДСТВА

ГОСПОДСТВА – один из ангельских чинов. Несмотря на то что упоминания об ангельских чинах встречаются уже в ветхозаветных книгах, о Господствах в них не говорится. Более развитая ангелология содержится в межзаветной литературе: здесь среди ангельских чинов начинают упоминаться и Господства (например, 1 Енох 61; 2 Енох 20). Раннехристианское учение об ангелах продолжает межзаветную традицию. В частности, Господства упоминаются в Посланиях апостола Павла (Кол. 1:16; Еф. 1:21), а также в других раннехристианских сочинениях (например, в апокрифических «Деяниях апостола Иоанна» и «Откровении апостола Павла»). В IV в. Иероним Стридонский (около 347 – 419/420 гг.) в замечании об упоминании апостолом Павлом не называемых в Ветхом Завете по имени ангельских чинов объясняет символический смысл их имён и указывает на связь новозаветной ангелологии с «еврейскими преданиями» (traditiones Hebraeorum), т.е. с межзаветной традицией: «Должно выяснить, где апостол нашёл записанными эти четыре имени: начальство, власть, силу и господство (dominationem)? ...Я так полагаю, что он или сделал известным из еврейских преданий то, что было в них сокровенным, или же написанное, так сказать, в согласии с историей он, уразумев, что закон духовен, изъяснил в более возвышенном смысле и то, что сказано в книгах Чисел и Царств о царях, вождях, начальниках частей и сотниках, признал образом других властей и царств. То есть что и в небесных пространствах есть господства, и силы, и другие виды служебных духов, которых ни мы не можем наименовать, ни сам Павел не мог перечислить…». В Священном Предании церкви Господства неизменно считаются одним из ангельских чинов, о чём свидетельствуют их многочисленные упоминания у церковных писателей и святых отцов, а также в литургических текстах (например, в анафорах литургии Василия Великого (около 330 – 379 гг.), в Апостольских постановлениях и др. Тем не менее, в силу несистематизированности учения об иерархии ангельских чинов у ранних отцов положение в ней Господств окончательно определилось не сразу. В перечислении девять ангельских чинов у Григория Богослова (329–389 гг.) Господства упомянуты четвёртыми после ангелов, архангелов и престолов, хотя и нет достаточных оснований считать, что святитель Григорий перечисляет их строго «по мере естества и чина», в соответствии с которыми, согласно святителю, ангелы «от Первой Причины озаряются чистейшим озарением», или Первым Светом, передаянием какового они могут просвещать других. Кирилл Иерусалимский (315–386 гг.), перечисляющий те же девять ангельских чинов, что и автор «Ареопагитик», но в ином порядке, говорит о Господствах вслед за ангелами, архангелами и силами, отмечая, что наряду с престолами Господства видят Бога больше, чем ангелы и архангелы. Наиболее известным в церковной традиции становится учение о 9-чинной ангельской иерархии, содержащееся в «Ареопагитиках». Здесь Господства входят во вторую триаду ангельской иерархии; в одном месте «Ареопагитик» они поставлены во главе триады, в другом – вторыми в ней (между властями и силами). Схолии к «Ареопагитикам» объясняют это противоречие тем, что во втором из указанных мест чиноначалия умопостигаемых сил перечисляются «снизу вверх». Богоподобные свойства Господств, отражённые в наименовании этого ангельского чина, согласно «Ареопагитикам», следующие: «Итак, знаменательное наименование святых Господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но Господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное ему подобие как само себя, так и все ему подчинённое, не прилепляющееся ни к чему случайно cуществующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-Сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию».

 
PR-CY.ru