ГОСТИЯ, хостия

ГОСТИЯ, хостия (от лат. hostia – «жертва») – плоский круглый пресный хлебец из пшеничного теста, применяемый для совершения мессы; евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда, а также англиканстве и ряде других протестантских церквей. Используется для причащения во время литургии для таинства Евхаристии (во время богослужения верующие вкушают этот освящённый хлеб, веря, что он пресуществляется в тело Христово). Пресный хлеб используется также в армянском обряде.  Католическая церковь различает освящённую гостию (или тело Христово) и неосвящённую; освящённая гостия выставляется при поклонении Святым Дарам. В католических храмах уже освящённые гостии, ставшие Святыми Дарами, помещаются в дарохранительницу, располагаемую либо за алтарём, либо в боковом приделе храма. Гостии выпекаются из пресного теста, состоящего исключительно из муки и воды. Для их изготовления с XII в. используются специальные формы с рельефными изображениями Распятия, Агнца и других христианских символов, благодаря чему эти изображения отображаются на выпеченных гостиях. В католицизме часто (но не всегда) приготовлением гостий занимаются монахини. С XIII в. католики причащали мирян только гостией, без вина, но второй Ватиканский собор восстановил причащение вином. В римской дохристианской религии гостия означала приносимое в жертву животное, а также саму процедуру приношения этого животного в жертву. В Новом Завете, а также у раннехристианских писателей гостия – какая-либо жертва Богу, в том числе и духовная. В ранней церкви во время обряда хлебопреломления использовались небольшие хлебцы, принесённые самими верующими. Со временем закрепилась традиция выпекания хлеба духовенством, а также его украшения различными оттисками с изображениями Креста, Агнца, монограммы имени Иисуса Христа и других христианских символов. С IX в. гостии выпекаются из пресного пшеничного теста, чаще всего размером около 5 см. Впервые термин «гостия» применительно к церковным таинствам употребил христианский апологет Киприан Карфагенский (около 201 – 258 гг.), определяя им самого Иисуса Христа как истинную жертву. Амвросий Медиоланский (около 339 – 397 гг.) термином «гостия» обозначал искупительную жертву Божьего Сына, таинственным образом приносимую Богу церковью. В восточных католических церквах, как и в православии, а также некоторых протестантских церквах для таинства Евхаристии используется квасной хлеб (см. Просфора). В некоторых русскоязычных текстах (в том числе литературных) можно встретить в качестве синонима для обозначения гостии слово «облатка» (лат. «oblatio» – «приношение, предложение, дар»; в русском языке – через средневерхненемецкий), однако русские католики избегают такого словоупотребления. Также не следует путать гостии с традиционно выпекаемыми в Польше и других странах Восточной Европы рождественскими хлебцами (облатками), которые, однако, не имеют никакого богослужебного использования. Несмотря на то, что гостия используется не только в католической, но и в лютеранской церкви, а также в других протестантских церквах, главное отличие заключается в том, что протестанты (в отличие от православных и католиков) отвергают пресуществление гостии (хлеба) и вина, не признают священного характера литургии, совершаемой священником. И потому воспринимают причащение (Евхаристию) как символическое действие, а не как таинство.

 
PR-CY.ru