ГОМИЛЕТИКА - Страница 2

К этому предмету относится также всё то, чему учил Христос во время Своего общественного служения. Наставления Спасителя о проповедничестве не исчерпываются учением о проповеди и личности проповедника. Христос говорит о значении благовестия для слушающих: через проповедь они должны познать истину, и эта истина сделает их свободными (Ин. 8:32). А в притче о сеятеле Он указывает на значение духовного состояния слушателей для восприятия семени благовестия (Мф. 13:4–23). Следующим по значению источником гомилетики являются апостольские наставления о проповеди, прежде всего, учение апостола Павла о природе церковного благовестия. Согласно этому учению, природа проповеди определяется как явление духовного порядка. Апостол говорит: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). В этом главное отличие христианской проповеди от любого вида речи нецерковного характера. И по предмету, и по внутренним свойствам христианская проповедь имеет божественное, надмирное происхождение. Своим содержанием она охватывает вопросы духовной жизни, а её целью является спасение человека и наследование им Царства Небесного. Именно поэтому, проповедуя Евангелие, апостолы столкнулись с неприятием этого учения теми, кто жили по началам плотского мудрования и не могли возвыситься до принятия истин духовной жизни. Апостола Павел говорит: «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1 Кор. 1:22). В ответ на это апостолы проповедуют Христа распятого, настаивая лишь на одном – принятии богооткровенного учения верой (1 Кор. 1:23–25). Поступая так, они следовали примеру Христа Спасителя, Который от слушателей требовал безусловной веры в Него. Это требование основано на особенностях человеческой природы: Божественная истина, в глубинах своей премудрости непостижимая для человеческого ума, удобно воспринимается сердцем – седалищем веры человека. Апостол говорит: «Сердцем веруют к праведности» (Рим. 10:10). Этим определяется главный принцип апостольской проповеди и всего церковного учительства: учение Евангелия, являясь Божественным Откровением, должно возвещаться как достоверная и непреложная истина, воспринимаемая слушателем по вере. В пастырских Посланиях апостола Павла (к Тимофею и к Титу) указывается, что главным предметом проповеди является Иисус Христос и Его учение (1 Тим. 2:5–7). Главный предмет не исключает частных, обусловленных различными запросами пастырской практики (1 Тим. 4:4–11; а также главы 5 и 6). Апостол указывает на цель пастырской проповеди в отношении слушателей: она должна приводить к любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной вере (1 Тим. 1:5), а также учить прилежанию в добрых делах (Тит. 3:8). В пастырских Посланиях содержится учение о значении христианской проповеди в деле спасения человеческого рода, о благодати Божьей, содействующей пастырю-проповеднику (2 Тим. 1:8 и сл.), о субъективных условиях нравственной силы проповеди (1 Тим. 4:16; Тит. 2:7, 8; 1:10 и сл.). Апостол порицает тех, кто занимаются «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим. 1:4).

 



 
PR-CY.ru