ГОМИЛИАРИЙ

ГОМИЛИАРИЙ – сборники лучших проповедей (гомилий), выбранных из отцов церкви; латинское название патристического Лекционария, которому в византийской традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие. Гомилиарий содержит проповеди святых отцов, которые должны читаться на службах суточного круга. На Западе в эпоху крайнего упадка там просвещения в духовенстве (VII–X вв.) составлялись учёными богословами как пособие священникам. Поэтому долгое время отдельной литургической книги с проповедями не существовало, поскольку чтение толкований происходило по принципу lectio continua (непрерывного чтения). Для этих целей использовались оригиналы произведений святых отцов. В эти века на Западе проповедничество почти всегда ограничивалось тем, что находившиеся в Гомилиарии проповеди прочитывались священниками буквально во время литургии. Постепенно с развитием богослужения стали появляться специальные выборки из святоотеческих творений, связанные с конкретными службами или праздниками. Особенно активно этот процесс шёл в V–VI вв. в Южной Галлии (Марсель, Арль и другие города). Известно два больших собрания проповедей из Галлии. Первое, надписанное именем Евсевия Эмесского (так называемый галликанский Евсевий), возникло в Провансе в V–VI вв. и включало 76 проповедей, составленных на основе творений Новациана, святителя Амвросия, Августина Блаженного, святителя Кесария, Фавста Регийского и Псевдо-Евсевия Александрийского. Однако литургическое использование этого сборника для исследователей сомнительно. Второе собрание надписано именем святителя Кесария Арелатского (его проповедей в составе собрания – 238) и, вероятно, было начато им самим. Уже вторым правилом второго Вазионского собора (529 г.), на котором председательствовал Кесарий, в случае болезни священника предписывалось чтение Гомилиария диаконом. Об обязательном чтении толкований Священного Писания (expositiones) говорится в Уставе преподобного Венедикта, который предписывает читать их на бдениях в тот период года, когда ночи длинные. Хотя круг авторов, проповеди которых дозволены к прочтению, определялся уже в «Декрете Геласия» (V в.), формирование патристического Лекционария на Западе завершилось только к VIII в. (например, Ordo Romanus XIV (вторая половина VII в.) предписывает чтения из творений Иеронима Блаженного, святителя Амвросия и других отцов согласно чину). Древнейшие фрагменты Гомилиариев VII–VIII вв. сохранились в Люксёйском Лекционарии, в Гомилиарии из Флёри и др. На основе рукописей X в. предложено несколько реконструкций римских Гомилиариев VI–VII вв. Установлено, что на каждый праздник в нём было определено по несколько чтений на выбор. В VIII в. на основе этого Гомилиария возникли четыре других типа. Гомилиарий базилики св. Петра (вторая половина X в.) наиболее точно воспроизводит оригинал, внося некоторые дополнения, связанные с эволюцией римской литургии в IX–X вв. Гомилиарий Агимунда также предназначался для римской базилики свв. апостолов Филиппа и Иакова (ныне – Двенадцать апостолов; VIII в.). Гомилиарий Эгинона Веронского был переписан для собора г. Вероны в 796–799 гг. Романо-франкский Гомилиарий Алана из Фарфы (ум. около 770 г.), сохранившийся во множестве рукописей (1655–1659 гг.), получил наибольшее распространение. Он разделён на две части – зимнюю (от Адвента до Пасхи) и летнюю (от Пасхи до Адвента). Исследователям известны также докаролингские Гомилиарии неримских традиций (североафриканский, толедский, беневентанский и др.) и краткие Гомилиарии, охватывающие только период Великого поста. Начавшийся при Каролингах процесс унификации богослужения затронул и Гомилиарии. По приказанию Карла Великого в 786–792 гг. Павел Диакон Варнефрид (ум. в 799 г.) составил новый Гомилиарий, не зависевший от римского, который был принят во всём каролингском государстве (самые ранние свидетельства относятся к IX в.). Он включал 244 чтения, соответствующие литургическому году (по типу Григория Сакраментария). В отличие от других Гомилиарий Павла Диакона предписывал на каждый день только одно чтение (за редким исключением) из творений того или иного св. отца, а не список чтений на выбор, а также указывал толкования на воскресные и праздничные евангельские чтения в течение всего года. По сравнению с римским в этот Гомилиарий вошло много проповедей восточных христианских писателей и отцов церкви (например, Оригена, святителя Иоанна Златоуста и др.). Начиная  с X–XI вв. в Гомилиарий стали включать проповеди и толкования авторов того времени. Появились особые Гомилиарии цистерцианцев, картузианцев и т.п. В X–XII вв. патристический Лекционарий был соединён с другими чтениями Оффиция (из Священного Писания, житий, Мартиролога) в особом Лекционарии, а затем весь этот комплекс в отредактированном и сокращённом виде вошёл в состав Бревиария.

 
PR-CY.ru