ГОЛОВЩИК

ГОЛОВЩИК – первый певец на клиросе в русском церковном пении, твёрдо знающий церковное пение, по которому идут и другие певчие. В Древней Руси – чин церковнослужителя (запевалы), возглавлявшего певчих («крылошан») каждого из двух клиросов (ликов) монастырского хора, поскольку древний русский церковный хор не имел регента или дирижёра. В крупных монастырях, где богослужение совершалось сразу в нескольких храмах или в нескольких приделах соборной церкви, количество головщиков увеличивалось до четырёх и больше. Своих головщиц имели и хоры женских монастырей. Сведения о деятельности головщиков сохранились в документах и богослужебных книгах XVI–XVII вв. Как правило, головщик назначался из лучших клирошан. Он должен был иметь хорошие вокальные данные, уверенно владеть обычной и музыкальной грамотой, знать положения Устава церковной службы. На него возлагалось исполнение за службой отдельных кратких песнопений, возгласов или запевов к песнопениям, которые подхватывал соответствующий клирос, а также иногда и чтение по богослужебным книгам. В древних певческих книгах монастырского происхождения есть многочисленные указания, что должен был исполнять тот или иной головщик («первый», «другой»). Эти книги часто хранились непосредственно у головщиков на клиросе. Так, в феврале 1659 г. архимандрит Саввина Сторожевского монастыря Никанор благословил передать из «казённой кельи» певческие книги «в соборную церковь головщиком по крылосом». В тех монастырях, где ощущался недостаток в грамотном головщике, его обязанности исполнял другой церковнослужитель. В 1659 г. в Саввином Сторожевском монастыре получал дополнительную плату иеродиакон Иосиф (Москвитин) за то, что «ставитца на крылосе вместо головщика». За исполнение своих обязанностей головщик (как и все клирошане) получал помесячное «зажилое». Величина этого жалованья зависела от величины и материальных возможностей обители и иногда не менялась на протяжении многих десятилетий (максимальная сумма составляла 0,1–0,12 руб.). В праздничные дни за участие в торжественных службах головщикам и певчим выдавалась особая трапеза. В таком крупном монастыре, как Троице-Сергиев, «через весь год» было установлено «потешенье»: в понедельник, среду и пятницу «за обедом – по звену рыбы или по пирогу, а у погреба – по три меры пива сыченаго». Одежда, по-видимому, справлялась за свой счёт. В 1573 г. в казну Соловецкого монастыря головщик Савва внёс деньги за «сукно сермяжное». Однако в 1586 г. архимандрит Чудова монастыря распорядился выдать головщику Ионе Клыку 0,5 руб. «на сапоги».

 



 
PR-CY.ru