ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович - Страница 10

В основу академического образования предлагал положить «библейский источник» (или «фундамент»), от которого уклонилась академическая наука, проникшись характером отвлечённого догматического доктринёрства. Таким образом, в соответствии с «библейским принципом» академические науки распределялись по двум отделениям: библейско-патристическому (основному), на котором сосредоточено исследование Библии и патрология; и церковно-историческому (или церковному историко-практическому), предполагающему основательное изучение мировой истории с богословско-библейской точки зрения. Среди наук первого отделения особое внимание Глубоковский уделял библейско-еврейскому языкознанию и созданию кафедры греческого библейского языка, категорически высказываясь против отдельной кафедры «Жизнь Иисуса Христа», что активно обсуждалось на заседаниях V Отдела и в печати. По его мнению, «всякая обычно-научная “жизнь” Христа непременно бывает рационалистической и потому невозможна и недопустима на истинно библейской православной почве», в чём убеждают все практические опыты, в том числе Фредерика Уильяма Фаррара (1831–1903 гг.); православное же богословие призвано бороться с рационалистическими тенденциями. Вместо этого он предлагал создать кафедру «Истории новозаветного времени», сосредоточившись на изучении исторических условий эпохи земной жизни Спасителя, «когда мы историческими наблюдениями удостоверяемся, что всё это совершилось, действительно, в «полноту времён» или после того, как были исчерпаны все доступные человеческие ресурсы, почему мир неотложно нуждался в божественном вмешательстве». Следствием применения «библейского принципа» становилась трансформация «во взаимных отношениях светских предметов», где на первое место выступает история, «раскрывающая ту среду, которая служила почвой, где происходило творчество религиозной мысли, и где совершалось возрастание церковно-христианской жизни». Глубоковский признавал необходимым увеличение количества исторических кафедр, особое внимание обращал на философию, больше, чем все другие науки, стремящуюся «к рационально-рассудочному решению вопросов бытия, мысли и жизни». Он считал естественным отсутствие в России религиозно-христианской философской системы и неудачу всех попыток в этом направлении «по причине неустранимой антиномии библейско-православных начал с рационально-философской автономией». То, что понятно и извинительно в III в., полагал Глубоковский, «не столь законно, полезно и достохвально» в ХХ в. (в таком контексте он упоминал имя «русского Оригена» Владимира Сергеевича Соловьёва). Придавая большое значение педагогике, Глубоковский предлагал при одной из академий учредить Педагогический институт (со сроком обучения в один год) для окончивших Духовную академию и желающих стать преподавателями Духовной семинарии. Создание богословской Академии наук считал задачей неосуществимой и «непосильной» при наличествующих средствах. В феврале 1911 г. Глубоковский был назначен штатным членом Училищного совета при Святейшем Синоде. В качестве эксперта неоднократно привлекался для составления различных справок, записок и проч., принимал участие в синодальных комиссиях и совещаниях: о поводах к разводу (1895 и 1908–1909 гг.), по выработке правил для наблюдения за произведениями духовной литературы (1905 г.), по исправлению славянского текста книг «Триодь Постная» и «Пентикостарион» (1907 г.), по вопросу о «праве» евреев именоваться христианскими именами (1911 г.).

 



 
PR-CY.ru