ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЕ

ГЛАВОПРЕКЛОНЕНИЕ – один из основных литургических жестов во время богослужения, означающий смирение перед Богом, послушание Ему. Поднятие головы в ветхозаветную эпоху выражало уверенность в себе, радость (Иов. 10:15; Пс. 109:7; Лк. 21:28) и совершалось при победе над врагами (Быт. 40:13; Суд. 8:28; Пс. 26:6). Главопреклонение также служило знаком принятия благословения теми, кто его получали (в Сир. 50:23 упомянуто поклонение до земли, во время принятия благословения). Преклонение главы Распятым Христом (Ин. 19:30) указывает на добровольность Его Крестной смерти. В различных литургических традициях древней церкви главопреклонение использовалось, в первую очередь, как знак принятия благословения, будучи тесно связанным с обрядом отпуста. Из памятников второй половины IV в. (19-го Лаодикийского правила, «Паломничества» Эгерии, книги VIII Апостольских постановлений и др.) известно, что обычным окончанием церковных служб в то время было епископское благословение, сопровождавшееся возложением руки епископа на склонённые головы людей, собирающихся покинуть храм. Главопреклонные молитвы прочно вошли в византийскую богослужебную традицию и сохраняются в богослужении православной церкви до настоящего времени. Современные православные богослужебные книги предписывают читать главопреклонные молитвы и совершать главопреклонение в заключительных частях вечерни и утрени. Характерной для православного богослужения является лежащая в основе многих чинов Требника последовательность из молитвы и дополнительной главопреклонной молитвы. Во время Божественной литургии главопреклонение совершается трижды: после молитвы об оглашенных (это главопреклонение совершают только оглашаемые, которые затем должны покинуть собрание верных), перед возгласом, означающим, вероятнее всего, отпуст непричащающихся верных, и во время заамвонной молитвы (и по содержанию, и по месту в службе имеющей значение главопреклонной молитвы отпуста верных). Главопреклонение хорошо известно и в западной традиции. Например, в галликанском обряде оно совершалось при епископском благословении перед причащением, после слов: «Humiliate vos ad benedictionem» («Склонитесь для благословения»). В римском обряде главопреклонение происходит в конце мессы при чтении молитвы «над народом» («super populum»), после слов: «Humiliate capita vestra Deo» («Склоните головы ваши Богу»). Кроме общего главопреклонения на Западе ритуальным значением было наделено и частное. Так, 25-й канон второго Лионского собора 1274 г. предписал совершать главопреклонение при каждом упоминании имени Христа как замену коленопреклонению («коленопреклонение сердца»). В Средние века возник обычай, чтобы католический священник совершал главопреклонение при чтении раздела Supplices канона мессы, как бы умирая со Христом на Кресте. По аналогии с этим в XVI в. было введено общее главопреклонение при чтении раздела канона Memento за усопших.

 
PR-CY.ru