ГИЛЬОМ Коншский

ГИЛЬОМ Коншский, известен также как  Гильом Конхезий, Вильгельм из Конша, Гильом из Конша ( около 1080 – около 1154 гг.) – средневековый философ, грамматист и богослов. Родом из Нормандии (г. Conches). Обучался свободным искусствам в Шартре. Являлся представителем так называемой Шартрской школы философии. Автор работ «Философия» (1124 г.), «Житница философии» (1144–1149 гг.) и комментариев к работам Платона, Аниция Манлия Торквата Северина Боэция (около 480 – 524/526 гг.), Присциана Цезарийского (около 500 г.) и др. Читал лекции по философии в Париже, отстаивая право свободного мышления. Из его учеников известен Иоанн Солсберийский (1115/1120 – 1180 гг.). Богословские взгляды Гильома подвергались критике со стороны католических теологов за не совпадающие с традиционной точкой зрения; в том числе со стороны Бернарда Клервоского (1091–1153 гг.). Гильом Коншский полагал, что платоновская философия как учение о явленном и не явленном при правильном истолковании не вступает в противоречие с христианской верой. Он считал, что вера в божественное могущество не подразумевает, что Бог совершает какие-либо действия, непонятные разуму. В связи с этим методы богословия согласуются с философскими принципами. В учении о природе Гильом Коншский придерживался пантеистических взглядов, оригинально соединяя элементы платонизма и эпикурейской физики. В труде «De philosophia mundi» утверждал, что Мировая душа, описанная в платоновском «Тимее», есть то же, что и Святой Дух. Привнесённая в природу, она является основой существования всего живого (позже он отказался от этого своего утверждения, желая оставаться христианином, а не быть членом Академии). В основе мировоззрения Гильома Коншского лежит  в его средневековом понимании: мир создан Богом, но затем развивался на основе собственных законов, понять которые человеческому разуму под силу. Согласно его учению, в основе мироздания заложены в качестве первичных элементов неощутимые и «понимаемые лишь через дробление разумом» атомы, которые не являются вечными. Различные сочетания атомов образуют четыре элемента (землю, воздух, воду и огонь), которые определяют все естественные закономерности. В учении о человеческой душе Гильом Коншский разделял доктрину Боэция, при этом отвергал учение Аристотеля о душе как форме тела и идею о предсуществовании душ, а также учение о пятом элементе, но принимал его доказательство сферичности Земли. Он требовал аргументации, основанной на логических доводах, а не на ссылках на Священное Писание; при этом допускал его аллегорическое толкование. В последних своих работах Гильом Коншский отказался от концепции Мировой души и её отождествления со Святым Духом, а также от ряда положений платонизма в пользу христианской ортодоксии. Главные сочинения: «Magna de naturis philosophia» (оно же – «De philosophia mundi») – в духе Платона; «Dragmaticon philosophiae» (оно же – «Dialogus de substantiis physicis»); «Philosophicarum et astronomicarum institutionum libri tres»; «Glosae super Boethium»; «Glosae super Platonem». В рукописи остались «Secunda philosophia» и «Tertia philosophia»; отрывки из них приводятся в «Mélanges» французским историком и философом Виктором Кузеном (1792–1867 гг.).

 
PR-CY.ru