ГРЕНКОВ Александр Иванович

ГРЕНКОВ Александр Иванович (1839–1901 гг.) духовный писатель, профессор Казанской духовной академии. Родился в семье священника, окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1862 г. – Московскую духовную академию, получил степень магистра богословия за сочинение, посвящённое Соборам Русской церкви XVII в. С 20 ноября 1862 г. – бакалавр по кафедре нравственного богословия Казанской духовной академии, преподавал также пастырское богословие и с февраля 1867 г. – гомилетику. 9 октября 1867 г. переведён на только что открывшуюся кафедру педагогики, участвовал в составлении программы педагогического курса для академии. 7 ноября 1867 г. назначен экстраординарным профессором. С 24 июля 1869 г. занимал объединённую кафедру нравственного богословия и педагогики, с 1884 г. – отдельную кафедру нравственного богословия. С 27 сентября 1885 г. по совместительству преподавал французский язык. 26 ноября 1887 г. А.И. Гренкову присвоено звание заслуженного экстраординарного профессора. Помимо преподавательской деятельности с 1864 г. по март 1867 г. был помощником инспектора академии архимандрита Вениамина (Быковского; впоследствии епископ Черниговский), с марта 1867 г. по июнь 1868 г. – секретарь внешнего правления и конференции Казанской духовной академии. Одновременно в 1867–1871 гг. преподавал русский язык в казанской Мариинской женской гимназии, в 1874–1886 гг. – педагогику в Родионовском институте благородных девиц. В 1885–1901 гг. – член, в 1886–1889 гг. – делопроизводитель епархиального училищного совета. А.И. Гренков был одним из организаторов системы церковноприходских школ в Казанской губернии. В 1899 г. вышел в отставку по состоянию здоровья. В первые годы работы в Казанской духовной академии из фрагментов сочинений отцов церкви, посвящённых апостолам, праведным Иоакиму и Анне, Марии Магдалине, составил своеобразную хрестоматию по нравственному богословию («Сказания о мучениках христианских, чтимых Православной Кафолической Церковью». Казань, 1865–1867. 2 т.; «Сказания о святых христианских, чтимых Православнйо Кафолической Церковью». Казань, 1866). Многие тексты ранее на русском языке не публиковались и были приведены в переводе А.И. Гренкова со ссылками на латинские патрологические издания. Изучал историю нравственного богословия и его преподавания в России и Европе. Представил подробный обзор и анализ книг и учебников по нравственному богословию, по которым учились воспитанники российских духовных школ с середины XVIII в. («Первоначальное происхождение науки о христианском нравоучении и краткая её история» // ПС. 1875. Ч. 1; «Нравственно-богословские этюды». Казань, 1875). Самое большое сочинение А.И. Гренкова посвящено истории нравственного богословия в Германии («Главные направления немецкого богословия XIX в.». Казань, 1882. Вып. 1: «От Шлейермахера до Штрауса»). Рассматривая более сотни немецких богословских книг, А.И. Гренков доказывал, что огромное и, по его мнению, положительное влияние на протестантские этические концепции оказала немецкая классическая философия, считал необходимым применение исторического метода как в нравственном, так и в пастырском богословии. Проблемы богословия А.И. Гренков рассматривал в тесной связи с проблемами обучения и воспитания. В 1870 г. он вёл в журнале «Православный собеседник» рубрику «Современная летопись», опубликовал более 20 рецензий на монографии и диссертации. Соч.: «Определения Московского Собора 1666-67 гг.» // ПС. 1863. Ч. 2. Май. с. 3–40; Ч. 3. Сентябрь с. 3–44; Ноябрь с. 211–261; Декабрь с. 348–371; «Определение Московского Собора 1675 г.» // Там же. 1864. Ч. 1. Апрель. с. 416–446; «Учение разума о началах нравственности перед судом христианского нравоучения» // Там же. 1865. Ч. 1. Апрель. с. 243–289; «Место и значение святых Божиих людей в истории и жизни Христианской Церкви». Казань, 1866; «Соборы русской Церкви, бывшие по поводу исправления церковно-богослужебных книг» // ПС. 1870. Ч. 3. Сентябрь. с. 71–82; «Закон Божий как школьный предмет обучения» // Там же. 1873. Ч. 1. Апрель. с. 536–570; Ч. 3. Декабрь. с. 548–562; «Религиозный кризис в Западной Европе» // Там же. 1874. Ч. 1. Март. с. 328–346; «Церковь и школа: Исторический очерк западноевропейских идей по вопросу об отделении школы от Церкви» // Там же. 1875. Ч. 3. Ноябрь/Декабрь. с. 300–353; «Независимая мораль: К характеристике современного состояния нравоучения во Франции» // Там же. 1885. Ч. 2. Май. с. 97–124; Июнь. с. 212–235; «Идеи и факты педагогики с точки зрения богословствующего педагога» // Там же. 1888. Ч. 1. Февраль. с. 193–214; Апрель. с. 574–595; Ч. 2. Август. с. 404–435; «Река Иордан и её окрестности». Казань, 1889.

 
PR-CY.ru