ГОЛЬЦМАН, Хольцман Генрих Юлиус

ГОЛЬЦМАН, Хольцман Генрих Юлиус (1832–1910 гг.) – выдающийся немецкий протестантский богослов и библеист, один из наиболее влиятельных представителей либеральной историко-критической школы. Богословское образование получил в университетах Гейдельберга (1850–1854 гг.) и Берлина (зимний семестр 1851/1852 гг.). В 1858 г. защитил диссертацию по сакраментологии («De corpore et sanguine Christi quae statuta fuerint in ecclesia examinantur»). С 1858 по 1865 гг. преподавал в Гейдельбергском университете. С 1874 по 1904 гг. был профессором на кафедре Нового Завета Страсбургского университета. В истории новозаветной библеистики Гольцману принадлежит заслуга обоснования теории двух источников, высказанной К.Г. Вильке (1786–1854 гг.), которая со времени Гольцмана получила в литературе статус доминирующей. Уже в 1863 г. он сформулировал гипотезу, которая долгое время являлась господствующей. Согласно этой гипотезе, из трёх синоптических Евангелий второе является старейшим и вместе с собранием изречений Христа лежит в основе Евангелий от Матфея и Луки. Выдвигая гипотезу о приоритете Евангелия от Марка («Синоптические Евангелия: Их происхождение и исторический характер», 1863 г.; с 1885 г. – «Учебник историко-критического введения в Новом Завете»), Гольцман развивал аргументы К.Г. Вильке. Во-первых, Евангелия от Матфея и Луки совпадают в порядке изложения материала только тогда, когда следуют в этом Евангелию от Марка, но, когда отклоняются от порядка евангелиста Марка, не совпадают в порядке изложения и друг с другом. Во-вторых, большая часть материала Евангелия от Марка встречается у евангелистов Матфея и Луки; дополнения, отличающие Марка от Матфея и Луки, по Гольцману, являются либо результатом поздней редакции Евангелия от Марка, либо сокращениями текста Марка у Матфея и Луки. В-третьих, общий материал тройной традиции отражает стилистические особенности текста евангелиста Марка, которые отличаются от материала, общего для Матфея и Луки. В работе о синоптиках 1863 г. совпадения евангелистов Матфея и Луки в материале тройной традиции, отличающие их от материала Марка, Гольцман объясняет с помощью допущения того, что Матфей и Лука использовали не нынешнее Евангелие от Марка, но более пространного Прото-Марка (по Гольцману, источник А), которому помимо малых вариантов текста принадлежали следующие отсутствующие в нынешнем Евангелии от Марка фрагменты: краткий вариант Нагорной проповеди, в общем, соответствующий Лк. 6:20–49, повествование о сотнике в Капернауме (Лк. 7:1–10 / Мф. 8:5–13), перикопа о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 7:53 – 8:11), а также Мф. 28:9, 10, 16–20. Гольцман полагает, что все три автора Евангелий использовали этот источник, но Марк, как он думает, отразил его содержание наиболее достоверно.

 



 
PR-CY.ru