ГИЗЕЛЕР Иоганн Карл Людвиг

ГИЗЕЛЕР Иоганн Карл Людвиг (1792–1854 гг.) – немецкий протестантский богослов, историк церкви, библеист. Богословское образование получил в университете г. Галле; с 1817 г. – доктор философии, с 1819 г. – доктор теологии. Тогда же приглашён в качестве профессора на теологический факультет Боннского университета, а с 1831 г. преподавал историю церкви и догматику в Гёттингене. В области новозаветной библеистики Гизелер является одним из создателей (вместе с Иоганном Готфридом Гердером) «гипотезы устного предания» (Traditionshypothese), согласно которой синоптические Евангелия черпали материал из устного предания, которое уже приняло достаточно фиксированный вид. Гизелер отверг существовавшие уже в то время гипотезы взаимного использования евангелистами материала других Евангелий и общего письменного источника, т.к., по его мнению, в первом случае неясно, почему последующие евангелисты не соглашаются с предшественниками, а иногда и противоречат им; во втором – предположение существования общего письменного источника (например, в гипотезе Протоевангелия Иоганна Готфрида Эйхгорна) является слишком сложным построением и оперирует с большим числом гипотетических величин (различных переводов и их редакций). По Гизелеру, только на основании использования евангелистами общего устного источника можно объяснить сходство между синоптическими Евангелиями, а расхождения между ними зависят от индивидуального его использования евангелистами. Галилейские рыбаки, став учениками Иисуса Христа, не могли записывать Его провозвестие, т.к. были людьми неграмотными. Более того, никто из них не мог и думать о написании «священного текста» наряду с Ветхим Заветом. Единообразное изображение одинаковых предметов в Евангелиях Гизелер обосновывает в основном «схожестью образования, бедностью языка и простотой характера» евангелистов. Лежащая в основе синоптических Евангелий «устная норма» (сходный материал), согласно Гизелеру, возникла «среди апостолов, благодаря частому повторению одних и тех же рассказов, скорее, сама собою (wie von selbst)», а не в результате фиксации, основанной на согласованных принципах. Таким типом проповеди Гизелер объясняет не только совпадения между евангелистами в последовательности расположения материала рассказов, но и сходство арамейской и греческой лексики и словоупотребления. По его мнению, евангелисты в большинстве случаев совпадают, прежде всего, в том, что было в проповеди Евангелия самым важным и возвещалось наиболее часто.

 



 
PR-CY.ru