ГЕФСИМАНСКИЙ САД

ГЕФСИМАНСКИЙ САД – сад у подножия Елеонской (Масличной) горы в Иерусалиме, выше долины Кедрон, место, где прибывал в борении и был схвачен Иисус Христос (Мф. 26:36–56; Мк. 14:32–52; Лк. 22:39–53; Ин. 18:1–12), отсюда начался Его крестный путь. Небольшой, всего 1200 кв. м, сад примыкает к базилике Борения (церкви Всех Наций). Гефсимания буквально означало «точило для выжимания елея». Елей (оливковое масло) в христианской традиции – символ милости Божьей. Согласно христианскому преданию, Адам пал из-за непослушания в райском саду, а победа над смертью Христа начиналась в Гефсиманском саду. Именно здесь, согласно христианскому учению, воля человеческой природы во Христе выказала себя совершенно преданной (даже до смерти) воле Божественной, несмотря на то, что как человек Христос испытывал страх перед смертью. Почитание Гефсиманского сада как святого для христиан места началось ещё в древности. В начале IV в. (возможно, и раньше) здесь была церковь, посвящённая борению Христа. С незапамятных времён (по преданию, со времён жизни самого Христа) в Гефсиманском саду растут семь (раньше их было восемь) оливковых деревьев, которые до сих пор плодоносят. Мощные, узловатые, величественные. Три из них исследовали методом радиоуглеродного анализа, в результате чего выяснилось, что им около девятисот лет. Свидетельства об этих деревьях восходят к VII в. Однако считается, все они произошли от одного родительского дерева – возможно, от того, что росло тут во времена Иисуса Христа. Римляне, разрушив в 70 г. Иерусалим, вырубили и все здешние деревья, но оливы – необыкновенно стойкие растения: если в почве остаётся корень, рано или поздно он даёт новый побег. Известно, что корни нынешних деревьев куда более почтенного возраста, чем это показал первый анализ. Тем не менее, исследователи не могут утверждать, что Страсти Христовы начались именно здесь. В Евангелиях упоминается только местность – Гефсимания. Так именовали всю долину у подножия Елеонской горы. Реально борения Иисуса могли происходить где-то рядом с современным Гефсиманским садом – например, у Гефсиманского грота, что метрах в ста к северу, возле пещерной церкви Успения Богородицы (его относят к VI в.). Или на территории базилики Борения – здесь перед алтарём находится вершина скалы, на которой, по преданию, молился Христос. Как бы то ни было, оливы нынешнего Гефсиманского сада – прямые наследницы тех, что видели Иисуса с учениками. Христос и апостолы пришли сюда после Тайной Вечери. На ней ученики узнали, что произойдёт в ближайшие часы: предательство одного из них, отречение другого, конец земной жизни Спасителя. Даже размышляя об этом, уставшие апостолы всё-таки уснули. Человеческое же естество Иисуса трепетало в преддверии крестных мук. Отойдя от спящих «на вержение» (на расстояние броска) камня, Он страстно молился, прося Отца небесного: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Это и было Моление о Чаше, в последующие два тысячелетия вдохновлявшее художников и поэтов. В храме Борения Христа издавна хранился камень, на котором Христос молился «о чаше»; капли крови Христа в некоторых местах растопили его и прошли насквозь. Укреплённый молитвой, Иисус разбудил учеников и встретил поцелуй Иуды, по которому и опознали Христа. Последовали арест, допрос в Синедрионе, приговор Пилата, путь на Голгофу, казнь. В настоящее время этот грот, камень, как и сам Гефсиманский сад, входят в ансамбль францисканского храма. Чуть выше на той же горе рядом с Гефсиманским садом находится православный монастырь во имя Святой Марии Магдалины (принадлежащий Русской православной церкви заграницей), в котором покоятся мощи великой княгини Елизаветы Фёдоровны (1864–1918 гг.). Вниз по склону горы, недалеко от Гефсиманского сада – место погребения Девы Марии. Гефсиманский сад сегодня ухожен и приятен глазу. Аккуратные дорожки усыпаны мелкими камушками. Не обращая внимания на туристов, работники собирают урожай: здешние оливы по-прежнему полны жизни. См. также ГЕФСИМАНИЯ

 
PR-CY.ru