ГЕРМАН

ГЕРМАН (1710–1778 гг.) – саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины. Подробных биографических сведений о нём практически не осталось. Исследователи с уверенностью утверждают только то, что почти вся его жизнь прошла в пределах Саратовского края. Герман пользовался большим авторитетом у поморцев и как человек вообще, и как (ещё больше) писатель. Историк и писатель, старовер поморского согласия Павел Онуфриев Любопытный (Платон Львович Светозаров; 1772–1848 гг.) говорит о Германе, что он был муж «благой души, исполненный незлобия, чистоты сердечной, кротости и простодушия». В этом отзыве есть несомненное преувеличение, т.к. трудно допустить незлобие и кротость в человеке, который главной своей целью ставил борьбу с «Никоновыми лжемудриями». Тем не менее, исследователи не сомневаются, что его нравственные качества были известны далеко за пределами Саратовского края (о нём хорошо знали в Москве и в других центрах поморства). Герману пришлось жить и действовать в то время, когда в старообрядческих толках оживлённо дебатировался вопрос о молении за царя. Именно поэтому его литературная деятельность была тесно связана именно с этим вопросом. В защиту поморской точки зрения по этому вопросу Германом написаны «Показание о богомолии за внешних владык мира о их благоденствии и победе врагов, писанное против заблуждения Феодосианцев и Филипповых»; «Апология, основанная на чудесах, что по долгу христианства и началам разума должно непременно молить Бога за внешних владык мира, о их благоденствии и всяком их благе»; «Вторая апология», собранная им буквально из откровения и церковных историй, что именовать внешних свойственными именами православных не есть противно Богу и духу Христовой церкви, употребленных там по разным причинам (предметы мира именуются не по бытию какой-либо части, в состав того по случаю входящей, но по свойству предмета, всегда существующему и не изменяющемуся в целом или неделимом); «Показание, что владыкам мира, не разбирая их веры, по гласу Христову и его церкви, непременно должно воздавать им законную дань и достойную честь каждому званию оных»; «Десять посланий в разные места пастырям душ, благочестивым мужам о назидании церкви, ее благоустройстве и защите от мира». Будучи проповедником высоких нравственных начал, Герман, естественно, интересовался вопросами и в этой области. От него осталось сочинение о нравственности под названием «Краткое и ясное наставление своей пастве, выбранное от святых отец». Он написал ещё несколько небольших сочинений, «но невежество их утратило», как выражается Павел Любопытный. Герман окончил свою жизнь в Соловках, куда был сослан за пропаганду раскола; здесь в 1778 г. он и умер, примирившись с православной церковью.

 
PR-CY.ru