ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ

ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ – православный монах, «начальник», т.е. основатель (вместе с преподобным Сергием) Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере. Канонизирован в лике местночтимых святых в XII в., общецерковное почитание в лике преподобных установлено в 1819 г. Память Германа и Сергия – 28 июня и 11 сентября (день перенесения мощей «из Новаграда обратно во обитель их»). Первоначальная история Валаама и биография его основателей очень тёмные и сбивчивые, поскольку «Житие преподобных Германа и Сергия Валаамских» было утрачено к XVIII в. в ходе постоянных войн на северных русских границах. Главный источник для биографии преподобного Германа представляет написанная в честь Сергия и Германа церковная «служба» (рудименты древнего предания). Он относит период жизни Германа к X в. – времени великой княгини Ольги, причём Сергий и Герман Валаамские фигурируют в нём то как греки, то как постриженики греческих монастырей. Исследователи говорят, что если принять во внимание, что в 1163 г. на Валааме были обретены мощи двух православных подвижников (предположительно Сергия и Германа Валаамских) и тогда же на 17 лет перевезены в Новгород из-за опасности шведских набегов, гипотеза XIX в. епископа Арсения и архимандрита Игнатия, согласно которой Сергий и Герман прибыли на острова Валаамского архипелага около 1329 г. и тогда же заложили крепость-монастырь, оказывается маловероятной. Эта гипотеза косвенно опровергается ещё и тем фактом, что уже к 960 г. на Валааме существовала монашеская община (преподобный Авраамий Ростовский (ум. после 1010 г.) принял в ней крещение и постриг), а в XIV в. в разное время на Валааме подвизались преподобные Корнилий Палеостровский и Арсений Коневецкий, которые, не найдя там уединения, ушли в другие земли и основали собственные скиты. Валаамская братия на протяжении веков собирала сведения о чудесах Германа Валаамского. В частности, известно, что в 1696 г. архимандрит Макарий в письме царям Петру и Иоанну назвал Сергия и Германа Валаамских «великими и преславными чудотворцами», прозорливцами, предсказавшими захват и разорение своей обители шведами в 1611 г. (по Столбовскому договору 1617 г. почти вся Карелия оказалась в руках шведов). Предание утверждает, что Сергий и Герман пришли на Валаам «с Востока», а сложенный в честь их акафист прямо называет их «греческого кедра отраслями избранными». Издавна держалось мнение, что Сергий и Герман поселились на Валааме «ещё во время владычествовавшего в России идолопоклонства», между 973–980 гг., отличались высокими духовными совершенствами, проповедовали Евангелие местным жителям («прорицаху настоящая и будущая»). В акафисте говорится: «Светом веры и подвиг ваших страну Карельскую просветили есте», «учаще приходящыя к вам люди суеверия и бесовския обычаи отложити и единаго точию Бога боятися». По преданию, Герман был священником и после Сергия управлял Валаамской обителью. Позднейшая критика отодвинула время жизни Сергия и Германа к XII и даже к XIV в. (официальное синодальное издание «Минеи Четьи на русском языке» говорит о Сергии и Германе как о «скончавшихся около 1353 г.»). Валаамский монастырь был не один раз опустошаем шведами, и мощи Сергия и Германа были переносимы в Новгород, а в период с 1610 до 1721 гг. (в год возвращения их на Валаам) находились в Староладожском монастыре. Хотя Сергий и Герман издавна почитались как святые в Валаамском монастыре, их общее почитание началось только при митрополитах Санкт-Петербургских Гаврииле (1770–1799 гг.), который имел особое усердие к Валаамской обители, и Амвросии (1799–1818 гг.), возбудившем ходатайство о внесении имени Сергия и Германа в богослужебные книги.

 
PR-CY.ru