ГЕРАСИМ

ГЕРАСИМ (ум. в 1178 г.) –  преподобный вологодский (память 4 марта и в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Святой Троицы мужского монастыря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Герасиме – «Сказание о чудесах святого», созданное около 1666 г. и не известно, откуда заимствованное. Описанные в нём чудотворения относятся к первой половине – середине XVII в., т.е. ко времени восстановления монастыря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литовскими отрядами. Списки «Сказания…» немногочисленны. Список начала XVIII в. содержит 25 чудес; 19 августа считалось днём пришествия Герасима в Вологду («Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца»), в составе «Алфавита» старообрядческого монастыря Ионы Керженского 1807–1811 гг. («Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья»). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из неё чудеса он внёс в «Алфавит». Во вступлении к «Сказанию…» сообщается, что древнее Житие Герасима сгорело во время разорения Вологды польско-литовскими отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», оно повествует о том, что святой пришёл из Киева на р. Вологду в 1147 г. И.М. Верюжскому был известен список «Сказания…» из библиотеки вологодского Софийского собора, в котором местом монашеского пострига Герасима назван Глушенский монастырь близ Киева, по предположению епископа Амвросия (Орнатского), речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни близ Киево-Печерского монастыря. В первой редакции «Летописца» И. Слободского (1716 г.) сказано, что Герасим был пострижеником Глушицкого монастыря, что является анахронизмом (монастырь основан в XV в.). Согласно «Сказанию…», Герасим поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьём. Через некоторое время на месте его хижины возник монастырь во имя Святой Троицы. В повествование об основании монастыря «Сказание…» вносит реалии более позднего времени. В частности, рассказ о конфликте Герасима с местным землевладельцем Пятнышевым, заявлявшим свои права на монастырскую землю, после чего Герасим предсказал Пятнышеву, что весь его род не достигнет процветания, по-видимому, отражает земельные споры монастыря, имевшие место в конце XVI – начале XVII в. Кондак Герасиму прославляет его как христианского просветителя Вологодской земли. После разорения Свято-Троицкой обители в 1612 г. место погребения её основателя было утрачено. Первое чудо Герасима связано с обретением его могилы. Святой явился во сне женщине, страдавшей 12 лет слепотой, и повелел отслужить панихиду на его могиле. Для того чтобы больная смогла ее найти, Герасим взял у женщины платок, который наутро с помощью родственников она нашла в углу монастыря. После того как на этом месте была отслужена панихида, женщина прозрела. На могилу святого начали приходить много людей, здесь была поставлена часовня, устроена рака, над которой поместили пядничную (около 20 см высотой) икону Герасима. В возглавии гробницы находился «лист» со сведениями о святом. Через некоторое время неподалёку от часовни была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы. 6 июля 1649 г. Вологодский и Великопермский архиепископ Маркелл, ставший свидетелем исцеления больного на могиле Герасима, повелел священнику Троицкой церкви Григорию Попову вести запись чудес и исцелений (в 1649–1666 гг. их было записано 37). Служба святому составлена в середине XVII в.

 



 
PR-CY.ru