ГЕОРГИЙ

ГЕОРГИЙ – Киевский митрополит, грек по происхождению, вероятный автор полемического сочинения «Стязания с Латиною» (издано в «Истории русской церкви» Московского митрополита Макария). По предположению митрополита Макария (около1542–1563 гг.), Георгий занимал митрополичий престол в 1062–1077 гг., по мнению митрополита Филарета (Дроздова; 1821–1867 гг.), в 1065–1073. Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе и носил придворный титул «синкелл». Имя митрополита Георгия упоминается в «Повести временных лет…» под 1072 г. в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 г. («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех» – т.е. находящийся в Византии), а также в послании Новгородского митрополита Нифонта (ум. в 1156 г.) доместику Антониева монастыря Кирику Новогородцу (1110 – 1156/1158 гг.), где есть ссылка на правило «митрополита Георгья»: «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже». Умер позднее 1073 г. Его преемник, митрополит Иоанн II (ум. в 1089 г.), предположительно занял киевскую кафедру не позднее 1077 г. Митрополит Георгий оставил заметный след в истории древнерусской книжности. Известно несколько сочинений, надписанных его именем. Георгию приписывается произведение, известное в единственном списке конца XV в. и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (начало: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство…»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке – ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания с Латиною» Георгию ставится под сомнение Александром Сергеевичем Павловым (род. в 1953 г.), считающим его позднейшей компиляцией из послания Киевского митрополита Никифора (ум. в 1121 г.) князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Историк церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834–1912 гг.) приписывал Георгию также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем», но эта атрибуция не признаётся основательной.

 
PR-CY.ru