ГЕОРГИЙ Синкелл

ГЕОРГИЙ Синкелл (ум. после 811 г.) – византийский историк-хронист, монах, «сокелейник» Константинопольского патриарха Тарасия (784–806 гг.), автор «Избранной хронографии» (всемирной хроники) – от сотворения мира до конца III в. (текст обрывается на воцарении императора Диоклетиана). Труд Георгия Синкелла, продолженный преподобным Феофаном Исповедником (около 760 – 818 гг.),  считался византийскими авторами образцом исторического повествования, однако (подобно другим крупным всемирным хроникам) он оказался сложен для переписывания и мало востребован. Фактически его сочинение (и Феофана) стало последним памятником процветавшего в поздней античности хронографического жанра. Появившиеся после них известные византийские хроники были таковыми лишь по названию, утратив основной признак «летописного» повествования – хронологическую шкалу. В предисловии Георгий Синкелл сообщает о намерении довести повествование до 6300 г. от сотворения мира (808 г. н.э.), однако болезнь помешала этому, и на смертном одре он поручил завершить труд своему другу Феофану Исповеднику, который продолжил хронику до 813 г. Принципы организации материала в «Хронографии» Феофана и его литературные приёмы существенно отличаются от приёмов и принципов Георгия Синкелла, что не позволяет исследователям видеть в нём простого редактора второй части хроники. Труд Георгия Синкелла представляет собой грандиозную компиляцию из разнородных сочинений, названия которых, как правило, указываются. Помимо историков обильно цитируются Священное Писание, апокрифы, богословские труды и др. Основными источниками исторической информации являются всемирные хроники Юлия Африкана (III в.), Евсевия Кесарийского (конец III – начало IV в.), александрийских монахов Панодора и Аниана (конец IV – начало V в.), а также труды Иосифа Флавия (около 37 – около 100 гг.). Многие из источников, которыми пользовался Георгий Синкелл, утрачены, так что приводимые им большие цитаты из них придают его сочинению значительную ценность. Благодаря этому известны (видимо, через посредство александрийских хронистов) крупные отрывки из сочинений Манефона и Бероса (III в. до н.э.), из древнейшей христианской хроники Юлия Африкана, а также греческие тексты Книги Еноха и Книги юбилеев (так называемое Тонкое Бытие), «Житие Адама» и другие апокрифы. Хронологическая концепция Георгия Синкелла базируется на так называемой александрийской эре, изобретённой Анианом Александрийским (ум. около 82/86 г.). Согласно его системе, сотворение мира началось в воскресенье 25 марта 1 г. (5492 г. до н.э.) – ровно за 5500 лет до Божественного Воплощения (в ночь с воскресенья 24 марта 5500 г. на понедельник 25 марта 5501 г. мира, 9 г. н.э.). Рождество Христово датировано 25 декабря того же года, Распятие – через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение – 25 марта 5534 г. мира (42 г. н.э.). Три осевых события мировой истории (начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение) приходятся на один и тот же «святой первозданный день первого месяца (у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот»).

 



 
PR-CY.ru