ГЕНОТЕИЗМ, энотеизм

ГЕНОТЕИЗМ, энотеизм – термин, введённый английским историком и религиоведом Фридрихом Максом Мюллером (1823–1900 гг.) при классификации религий для обозначения особого типа богопочитания, занимающего промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом. Допуская существование многих богов, генотеизм требует чтить лишь одного бога, который в акте поклонения выступает как единственный и самодостаточный. Генотеизм был реконструирован Максом Мюллером, прежде всего, на основе Ригведы – древнеиндийского памятника религиозной мысли, в разных гимнах которого разные боги (Агни, Варуна, Индра и др.) провозглашаются верховным божеством, так что при этом в общем корпусе текстов Ригведы невозможно выявить чёткую иерархию богов. Такая ситуация, по Максу Мюллеру, не может быть обозначена термином «политеизм», который адекватен религиям Древней Греции и Рима, где многобожие организовано в достаточно строгую иерархию богов, предусматривающую соподчинение богов и верховенство одного бога. Признаки генотеизма английский историк находил также в ветхозаветном культе Яхве. Мюллер считал, что генотеизм представляет собой особую фазу религиозного развития, предшествующую политеизму и монотеизму и заключающую в себе тенденции к эволюции либо к первому, либо ко второму. Движение в сторону политеизма ведёт к иерархизации пантеона и вере в верховного бога, главенствующего над другими; монотеистическая тенденция осуществляется через исключение самой возможности бытия множества богов. В работах Макса Мюллера вместе с термином «генотеизм» в близком значении используется понятие «катенотеизм» (от греч. – «сообразно», «согласно» и «один»), которым обозначается специфическая ситуация богопочитания, при которой верующий сообразно времени и обстоятельствам в словах молитвы или в культовом действе выделяет из совокупности богов только одного определённого бога. Современное религиоведение восприняло термин «генотеизм», который зачастую используется в широком смысле как поклонение одному верховному богу, допускающее существование других богов. Типичность генотеизма подтверждается на примерах развития месопотамской религии (некоторые черты культа Мардука) и древнеегипетской (в частности, культ Амона). Прослеживается его связь с системами восточных деспотий. В религиоведческой литературе наряду с понятием «генотеизм» используется термин «монолатрия» (от греч. «один» и «служение»), принятый для обозначения культовой практики служения одному, главенствующему богу, включающей запрет на какие бы то ни было культовые действия, связанные с поклонением любым другим существам.

 
PR-CY.ru