ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ, второе - Страница 2

Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, который придерживался второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Гельветическое исповедание, но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на латинском (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и немецком языках, первые копии были отосланы Фридриху III, который успешно защитил себя в Аугсбурге, и ландграфу Гессенскому Филиппу I Великодушному (1504–1567 гг.). Вскоре после этого появился французский перевод, сделанный в Женеве. Гельветическое исповедание сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566 г.), в Венгрии (1567 г.), в Польше (1571 г.) и во Франции (1571 г.), а впоследствии – практически всеми реформатскими церквами мира. Гельветическое исповедание является наиболее пространным из реформатских исповеданий веры; состоит из 30 глав и около 20 тыс. слов. От других реформатских вероисповедных документов отличается тем, что не только цитирует Священное Писание, но и приводит мнения отцов церкви (например,  Киприана, Епифания Кипрского, Иринея Лионского, блаженных Августина, Иеронима) и церковных писателей (Лактанция и Сократа Схоластика) для подтверждения тех или иных положений. В конце каждой главы даётся список как древних, так и современных Буллингеру ересей, которые отвергают реформаты. Такое построение текста должно было приучить к мысли, что реформатская церковь является органической частью и продолжением церковной истории, а не новообразованной ересью. Отсюда и название «евангелики», т.е. те, кто живут по чистому, «восстановленному» Евангелию. Единый список ересей является доказательством того, что Гельветическое исповедание выступает против тех же ересей, что и Соборы и древние отцы церкви. Так, глава XII заканчивается следующим высказыванием: «…Мы сохраняем крепкую христианскую Кафолическую веру, цельную и неприкосновенную…» Исповедание исследователи условно делят на пять неравных частей. Первая часть (главы I–II) посвящена Священному Писанию и его интерпретации. Вторая (главы III–XI) – доктрине о Боге и Святой Троице, священным изображениям, провидению, творению, падению Адама, свободе воли, предопределению и избранию, Иисусу Христу – истинному Богу и Человеку. Третья (главы XII–XVI) – закону и Евангелию, покаянию и обращению, оправданию, вере и добрым делам. Четвёртая, наиболее объёмная часть (главы XVII–XXIX) посвящена церкви. В ней рассматриваются не только богословские основы существования церкви, но и такие практические вопросы, как проведение церковных собраний, посещение больных, похороны, брак и безбрачие, брачные суды, пение и т.д. Пятая часть (гл. XXX) посвящена гражданской власти (магистратам). Священное Писание – истинное Слово Божье и «полное изложение всего, что составляет суть спасительной веры и формирует жизнь по Богу». Отвергаются ереси, отрицающие богодухновенность Писания: манихеев, валентиниан, маркионитов. Реформатская церковь признаёт только такое толкование Священного Писания, которое исходит из самого Писания, «а именно из природы языка, на котором оно написано; исходя из обстоятельств, в которых оно написано; и из объяснения отрывков, схожих и несхожих…» Толкования святых отцов (как латинских, так и греческих) не отвергаются безоговорочно, но принимаются или нет в зависимости от того, «согласуются ли они с Писанием». То же правило действует и в отношении материалов Соборов. В подтверждение правильности такого подхода в пример приводятся пророки, которые осуждали «собрания священников, восставших против закона Божьего…, и нас старательно увещевают, чтобы мы не слушали отцов и не ходили по их стопам, если они, следуя своим собственным измышлениям, отклонились от закона Божьего (Иез. 20:18)».

 



 
PR-CY.ru