ГЕЛАСИЙ Кизический

ГЕЛАСИЙ Кизический – греческий историк второй половины V в., автор «Церковной истории», посвящённой эпохе правления императора Константина I Великого (323–337 гг.), главным образом, первому Вселенскому собору в Никее (325 г.). Это – компиляция, сделанная на основе сочинений Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), Сократа Схоластика (около 380 – после 439 гг.) и блаженного Феодорита Кирского (386/393 – 457 гг.). Во всех сохранившихся рукописях сочинение анонимно. Имя автора (Геласий) приводится лишь в «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия I Великого (858–867, 867–877 гг.). Первоначальное название книги «Церковная история», видимо, было заменено в позднейшей традиции на «Повествование о деяниях Собора в Никее». Информация о жизни Геласия Кизического содержится только в тексте его «Истории». Сын пресвитера из г. Кизик в Малой Азии, живший в Вифинии при императоре Василиске (475–476 гг.), он приступил к написанию книги, чтобы опровергнуть клевету «сторонников еретика Евтихия» (монофизитов), утверждавших, что их учение базируется на вере никейских отцов. В конце предисловия автор обещал написать сочинение по истории правления императора Констанция Хлора (293–305 гг.), но о нём ничего не известно. Патриарх Фотий читал церковную историю Никейского собора в рукописи без имени автора (приводимое начало сочинения не оставляет у исследователей сомнения, что речь идёт именно о труде Геласия Кизического), но он сообщает, что в одной из рукописей нашёл эту же книгу, надписанную именем епископа Кесарии Палестинской Геласия. Под тем же именем Фотию была известна другая «Церковная история» (не сохранилась), автор которой был племянником Кирилла Иерусалимского (350–386 гг.), а также трактат «Против аномеев». Критически сопоставляя все эти сочинения, Фотий предполагал, что существовали три различных церковных писателя с именем Геласий, занимавших кафедру Кесарии Палестинской: сын пресвитера из Кизика, племянник Кирилла Иерусалимского и автор сочинения против аномеев. Однако у исследователей нет веских оснований считать, что Геласий Кизический, писавший в Вифинии, стал епископом Кесарии Палестинской. Они предполагают, что Геласий действительно занимал кафедру Кесарии, но не митрополии Палестины, а г. Кесария Германика, находившегося в Вифинии, к востоку от Кизика (определение же «Палестинская» было вставлено переписчиком ошибочно). «Церковная история» Геласия Кизического состоит из трёх книг и охватывает весь период правления императора Константина I Великого (306–337 гг.). В первой книге – повествование до победы Константина над Лицинием (до 324 г), во второй описано начало арианских споров и Никейский собор, третья посвящена правлению Константина после Собора.

 



 
PR-CY.ru