ГЕДЕОН

ГЕДЕОН (Вишневский; 1678–1761 гг.) – епископ Смоленский и Дорогобужский. Родился в дворянский семье. Из философского класса Киевской академии отправился учиться за границу в Вильно, Краков и Львов, и там от иезуитов получил степень доктора философии. После был учителем пиитики и риторики в Киевской академии. Здесь судьба свела его со знаменитым префектом Феофаном Прокоповичем (1681–1736 гг.), а с 1711 г. – ректором академии. Смелый новатор в области богословия, следовавший протестантским догматистам и не знавший людей «глупее Римского папы», Прокопович представлял совершенную противоположность Вишневскому, который по характеру образования и по консервативному складу ума склонялся к латино-иезуитской науке и не без основания считал католичество несравненно более близким к православию, чем протестантство. Феофан невзлюбил «латынщика» Гедеона и не жалел чёрных красок для его характеристики. Он не мог забыть, «с какой дерзостью Гедеон поносил ругательствами достопочтенного отца Сильвестра, префекта коллегии, и тщеславился своим недавно полученным иезуитским докторским беретом, т.е. ослиным украшением», и как часто Феофан с товарищами «с кроткой душой снисходили к этой его надменности». По утверждению Феофана, Гедеон «отнял» кафедру у Иосифа Волчанского (ум. в 1745 г.). Язвительная характеристика «латынщиков», не сомневающихся, что «проглотили целый океан мудрости», и их «потешной» учёной «кладовой» в письме к Марковичу Феофан имеет в виду едва ли не прежде всех Гедеона. Но архиепископ Феофилакт Лопатинский (1670 гг. – 1741 г.), не менее авторитетный, чем Феофан Прокопович, в оценке богословской учёности признавал Гедеона «совершенным философом и богословом». Исследователям известно также, что Гедеон часто спорил с Феофаном о церковных догматах и публично обличал его в неправославии, причём, по признанию самого Феофана, Гедеону «более всего не нравилось у Феофана оправдание через Христа туне», приближавшее, в сущности, Прокоповича к протестантам. Ввиду этого, вопреки разглагольствованиям Прокоповича о своей «любви к миру», заставлявшей его «уступать наглости» Гедеона, весьма правдоподобно утверждение Гедеона, что Феофан с единомышленниками «выжили» его из академии. В 1712 г. Гедеон занял место учителя риторики в частном доме, но в 1714 г. Феофилакт Лопатинский вызвал его в Москву для занятия кафедры сначала риторики, а потом философии в Московской академии. Плодом его преподавательской деятельности остался рукописный курс под заглавием «Universa Arіstotelis philosophia, ad regulam christianae veritatis conformata». Назначенный в 1718 г. префектом, Гедеон в 1720 г. получил поручение преподавать богословие вместо ректора Феофилакта, занятого исправлением славянского текста Библии. Одно время думали послать Гедеона в Мекленбург ко двору герцогини Курляндской Екатерины Иоанновны (1691–1733 гг.), но Феофилакт удержал у себя такого способного сотрудника. В Москву Гедеон принёс предубеждение против Прокоповича, входившего всё в большую милость у царя, и нашёл полное сочувствие в Лопатинском и самом местоблюстителе патриаршего престола Стефане Яворском (1658–1722 гг.). Когда в 1718 г. Феофан был вызван в Петербург для посвящения в епископы, московские учёные попытались помешать иерархическому повышению человека не православного (по их убеждению). Феофан излагает дело так, как будто Гедеон «стал выставлять» Стефану и Феофилакту учение Феофана неправославным и легко уверил «бедных людей», что он может доказать неправославие «злых догматов», которые встречают в учении Прокоповича. Стефан после длившейся некоторое время нерешительности отправил к посланным в Петербург для посвящения Феофана архиереям письмо, в котором требовал, чтобы они донесли царю, что «пречестный отец иеромонах Прокопович имать препятие» к епископству в своём «учении новом, не согласном Святой Церкви».

 



 
PR-CY.ru