ГЕВОРГ IV

ГЕВОРГ IV (1813–1882 гг.) – Верховный патриарх и каталикос всех армян (с 1866 г.). Получил образование в константинопольском лицее Жарангаворац. В 1835 г. был возведён в сан священника, в 1841 г. – архимандрита, а в 1848 г. избран епископом. С 1844 г. – архиерей епархии Брусы, с 17 октября 1858 г. занял армянский патриарший престол Константинополя. Участвовал в разработке национальной Конституции Османской империи, однако из-за несогласия с рядом её статей 21 апреля 1860 г. подал в отставку. С октября 1861 г. вновь стал архиереем в Брусе. 27 мая 1866 г. в качестве избранного католикоса Геворг IV издал послание, в котором подчёркивалось, что доктрина Армянской апостольской церкви должна оставаться неизменной, применение новоармянского языка (ашхарабара) должно осуществляться при увещевании и проповеди, а обряды следует совершать лишь на древнеармянском языке (грабаре). Велика заслуга Геворга IV в деле упорядочения и развития национального образования. В 1867 г. в Эчмиадзине им была организована комиссия по образованию, которая занималась устроением школ во всех городах и сёлах с армянским населением, в 1873 г. им же была учреждена епархиальная образовательная комиссия. Геворг IV в 1874 г. основал Эчмиадзинскую семинарию, впоследствии названную в его честь Геворгянской (действует поныне), ежемесячный журнал «Арарат», сыгравший большую роль в стимулировании развития арменоведения, Эчмиадзинский музей, усовершенствовал типографию и хранилище рукописей в Эчмиадзине. Не только привёл в порядок знаменитую библиотеку эчмиадзинского монастыря, из которой извлёк много важных документов, но и напечатал их в преобразованной им эчмиадзинской типографии. При нём широкое распространение на Кавказе получили церковно-приходские школы. В 1879 г. Геворг IV построил церковь на могиле создателя армянского алфавита Месропа Маштоца (361 – 440 гг.) в Ошакане. Стремился ввести контроль в заведование духовными имуществами Армянской церкви. Являясь крупным знатоком духовного песнетворчества, Геворг IV осуществил важное для своего времени упорядочение богослужебных певческих книг. Пригласив в 1873 г. из Константинополя видного церковного музыканта-теоретика Никогоса Ташчяна (1841–1885 гг.), способствовал распространению и обучению новой армянской безлинейной нотации, изобретённой в 1813 г. в Константинополе Амбарцумом Лимонджяном (1768–1839 гг.). Одной из наиболее ценных инициатив Геворга IV является приведение к единообразию, издание и канонизация выверенных на основе большой собирательской и сравнительной работы песнопений Армянской апостольской церкви, входящих в Литургиарий, Гимнарий и Бревиарий. По критериям того времени эти издания были равносильны научным публикациям, что имело решающее значение и для сохранения музыкально-певческого наследия Армянской церкви, подвергшегося ряду искажений в XV–XVIII вв., и для дальнейшего его изучения (как источниками этими изданиями пользуются и в настоящее время). Геворг IV продолжил и довёл до логического завершения систему обучения певческому искусству, внедрённую католикосами Мовсесом Сюнеци (1629–1632 гг.) и Симеоном Ереванци (1710–1780 гг.).

 
PR-CY.ru