ГНОСТИЦИЗМ - Страница 8

В то же время в этот период возникает манихейство, сохранившее многие черты гностицизма и развившееся до масштабов «мировой религии». Иногда к третьему периоду гностицизма исследователи относят дуалистические ереси Средневековья (павликианство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Некоторые гностические традиции сохраняются до настоящего времени в практике и учении секты мандеев. Описание основополагающих черт гностицизма значительно затруднено большими различиями между отдельными взглядами и целыми системами, отражёнными в сохранившихся свидетельствах. Эта особенность гностицизма, отмеченная ещё древними ересиологами, связана с отсутствием в гностицизме единой нормы в виде общепризнанной устной традиции или определённого собрания текстов, ограничивающих свободу богословствования, и с принципиальной синкретичностью гностических систем, заимствующих разнообразные древние традиции, свободно их истолковывая и сочетая. Отсутствию богословской нормы в гностицизме соответствует предпочтение аллегорического типа толкования, позволяющего беспредельно расширять спектр возможных смыслов используемого текста или традиционного сюжета вплоть до прямо противоположных первоначальному. Отличительным признаком гностических учений является также предпочтение мифологического языка при изложении основных положений. Особенностью гностической мысли является дуализм, выражающийся в негативной оценке всего тварного мира и места человека в нём. Согласно гностическим представлениям, видимый мир создан и управляется силами, изначально принадлежавшими к божественной сфере, но отпавшими от неё. Миру вещества и тьмы противопоставляется божественный мир света, который возглавляет непричастный тварному миру «неведомый» Бог. Мир не является Его творением, однако подчинён Ему как явление более низкого порядка. В этом мире находится инородная ему частица – высшая составляющая человеческой природы, родственная или тождественная божественной природе и оказавшаяся в царстве материи в результате некой трагической случайности. Она заключена в материю, подверженную власти тёмных сил, и потому нуждается в освобождении и возвращении в царство света. Спасти человека может только «знание» о его истинном происхождении и о причинах, которые привели к настоящему положению вещей. Совокупность этих идей определяет все стороны гностического мировоззрения: представления о Боге, о происхождении, устройстве и конечных судьбах мира и человека. Внемирный, «чуждый» миру Бог и мир, в котором Он пребывает, описываются в гностических системах, как правило, апофатически или в образах, выражающих Его радикальное отличие от всех предметов видимого мира: Он невыразим, потому что к небесным предметам не могут быть приложены имена земных вещей, которые выдуманы властителями мира сего и потому ведут к заблуждению. Однако трансцендентный Бог принимает участие в спасении человека, употребляя для этого Свой Промысл. Наличие Промысла отличает внемирного Бога от создавших этот мир и управляющих им сил, некогда имевших, но утративших знание об истинном Боге. Космологические представления гностиков используют геоцентрическую модель: земля окружена воздушным пространством, состоящим из восьми небесных сфер, за пределами которых находится «плирома» – царство «неведомого Бога», населённое чередой происходящих от Него и друг от друга «начал» (или «эонов»). Небесные сферы находятся во власти враждебных Богу и человеку сил – архонтов. Их сообщество описывается как царство, возглавляемое творцом и властителем тварной вселенной, – демиургом, часто отождествляемым с Богом Ветхого Завета. Власть архонтов над миром проявляется в виде законов природы и описывается как мировая судьба.

 



 
PR-CY.ru