ГНОСТИЦИЗМ - Страница 3

Первым христианским полемистом, который составил особое сочинение о гностицизме, является мученик Иустин Философ (конец I – начало II в.). По его свидетельству, у него было особое сочинение, которое он называет «синтагмой» («свод»), где были описаны все известные ему ереси. Текст «Синтагмы» Иустина не сохранился, но, возможно, был использован в полемических трудах более поздних ересиологов – священномученика Иринея Лионского (около 130 –202 гг.), мученика Ипполита Римского (первая половина III в.) и святителя Епифания Кипрского (около 315 – 403 гг.). В первой «Апологии» Иустин (среди прочего) сообщает некоторые сведения о Симоне Волхве, Менандре, Маркионе, которых последующая ересиологическая традиция считает гностиками. Древнейшее сохранившееся до наших дней описание гностических систем, созданное в рамках ересиологической традиции, принадлежит Иринею Лионскому. В первой книге «Обличения и опровержения лжеименного знания» (180–192 гг.?) он подробно изложил доступные ему сведения об учениях последователей Валентина (главным образом, Птолемея и Марка) и некоторых других гностических учителей, а также предложил историческую концепцию происхождения гностицизма, согласно которой его основоположником является Симон Волхв. Большое значение для исследования гностицизма представляют сочинения Климента Александрийского (около 150 – после 215 гг.) «Строматы» и «Извлечения из Феодота», в которых полемизировавший с гностицизмом александрийский апологет передаёт множество цитат из гностических текстов. Ценные свидетельства о гностицизме содержатся в произведениях другого александрийского учителя – Оригена (около 185 – 254 гг.), также полемизировавшего с гностиками. В комментарии на Евангелие от Иоанна, написанном как опровержение гностической интерпретации Нового Завета, содержится 48 прямых цитат из Ираклиона (Гераклеона) – одного из наиболее известных учеников Валентина. К полемике с отдельными взглядами гностиков Ориген обращался и в трактате «Против Цельса». Антигностической полемике посвящены трактаты Тертуллиана (около 160 – после 220 гг.) «Против Маркиона», «Против валентиниан», «Против Гермогена», «О плоти Христа», «О воскресении плоти» и «Обвинительная речь против еретиков», где наиболее систематически излагается его антигностическая аргументация. Основу позиции Тертуллиана составляет утверждение, что христианское учение восходит к Самому Христу и апостолам, и потому ложно всякое учение, не согласное с учением Христа и апостолов. Ипполит Римский, которого Константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886 гг.) называл учеником Иринея, рассмотрел ряд гностических систем в сочинении «Опровержение всех ересей». Согласно сообщениям Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), Иеронима Стридонского (около 347 – около 420 гг.), патриарха Фотия, Ипполит посвятил проблеме гностицизма ещё одно сочинение, которое они называют «синтагмой». Текст этого сочинения не сохранился, однако исследователи предполагают, что он может быть восстановлен на основании последней, десятой книги «Опровержения». По мнению Ипполита, гностицизм был порождён не христианством, но «языческой премудростью», которую гностические учителя исказили до неузнаваемости, приспособив её для своих целей. Поэтому первая часть «Опровержения» посвящена описанию дохристианских «заблуждений», т.е. философских, магических, астрологических учений и некоторых мистериальных культов. Во второй части Ипполит даёт описание более 30 гностических систем. Десятая книга представляет собой положительное изложение христианского учения, предваряемое обобщением всего ранее сказанного о ересях.

 



 
PR-CY.ru