ГЕРМЕНЕВТИКА - Страница 9

Вопрос о безошибочности важен и для герменевтики. Если мы начинаем с предположения, что Писание содержит ошибки, и затем находим кажущееся противоречие между двумя или более текстами, то мы можем сделать вывод, что один или все эти тексты содержат ошибки. Если мы начинаем с предпосылки, что в Писании нет ошибок, то у нас есть мотив, чтобы найти экзегетический достоверный способ решения любого кажущегося противоречия. Различные результаты этих подходов становятся очевидными в том разделе герменевтики, который называется «теологический анализ»; он состоит, в основном, из сравнения данного текста со всеми другими текстами на эту же тему. Подход к теологическому анализу может быть различным в зависимости от того, считаем ли мы, что учение различных текстов в правильном толковании представляет единство мыслей, или что тексты могут содержать противоречивые мнения вследствие наличия ошибок. Рассмотрим аргументы, представленные в дебатах по вопросу о безошибочности Библии. Если Иисус Христос есть Сын Божий, то Его отношение к Писанию даст лучший ответ на вопрос о безошибочности (подробно этот материал изложен в книге Джона У. Уэнхэма «Христос и Библия»). Первое. Иисус последовательно рассматривал исторические повествования Ветхого Завета как достоверную летопись событий. Уэнхэм отмечает: «Были упомянуты (Христом): Авель (Лк. 11:51), Ной (Мф. 24:37–39; Лк. 17:26–27), Авраам (Ин. 8:56), установление обрезания (Ин. 7:22; ср. Быт. 17:10–12; Лев. 12:3), Содом и Гоморра (Мф. 10:15; 11:23–24; Лк. 10:12), Лот (Лк. 17:28–32), Исаак и Иаков (Мф.8:11; Лк. 13:28), манна (Ин. 6:31,49:58), медный змей в пустыне (Ин. 3:14), Давид, евший хлебы предложения (Мф. 12:3–4; Мк. 2:25–26; Лк. 6:3–4), и как псалмопевец (Мф. 22:43; Мк. 12:36; Лк. 20:42), Соломон (Мф. 6:29; 12:42; Лк. 11:31; 12:27), Илия (Лк. 4:25–26), Елисей (Лк. 4:27), Иона (Мф. 12: 39–41; Лк. 11:29,30,32), Захария (Лк. 11:51). Этот последний отрывок говорит о единстве истории и о том, что нет ничего сокрытого от Него. Весь ход истории от «основания мира» до «рода сего» протекает пред Его очами. Был упомянут Моисей как законодатель (Мф. 8:4; 19:8; Мк. 1:44; 7:10; 10:5; 12:26; Лк. 5:14; 20:37; Ин. 5:46; 7:19); часто упоминались страдания пророков (Мф. 5:12; 13:57; 21:34–36; 23:29–37; Мк. 6:4 (ср. Лк. 4:24; Ин. 4:44); 12:2–5; Лк. 6:23; 11:47–51; 13:34; 20:10–12), отмечается популярность лжепророков (Лк. 6:26). Христос ставит печать достоверности на отрывки из Бытия 1 и 2 (Мф. 19:4–5; Мк. 10:6–8). Хотя цитаты были взяты из разных частей Ветхого Завета, а также одни периоды истории упоминались чаще, чем другие, совершенно очевидно, что Христос знал события Ветхого Завета и считал его истинной историей. Второе. Иисус часто выбирал для обоснования Своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными (например, всемирный потоп – Мф. 24:37–39; Лк. 17:26–27; история Содома и Гоморры – Мф. 10:15; 11:23–24; рассказ об Ионе – Мф. 12:39–41; Лк. 11:29–32). Третье. Иисус настойчиво обращался к Ветхозаветным Писаниям как к высшей инстанции во время споров с книжниками и фарисеями, осуждая их не за то, что они слишком доверяли Писанию, но за то, что они своей раввинской казуистикой запутывали ясное и достоверное учение, которое излагалось в нём. Четвёртое. Иисус учил, что ничто не прейдёт из Закона, пока всё не исполнится (Мф. 5:17–20), и что Писание не может нарушиться (Ин. 10:35). Наконец, Иисус использовал Писание для отражения каждого искушения сатаны. Примечательно, что как Иисус, так и сатана признавали Писание в качестве аргумента, против которого нет другого аргумента (Мф. 4:4–11; Лк. 4:4–13). Очевидно, Иисус не делал разграничения между точностью и достоверностью мест Писания, в которых излагалось откровение по важнейшим вопросам и теми местами, в которых сообщались второстепенные события (исторические, случайные), относился к Писанию (как записано в Евангелиях) с полным доверием».

 



 
PR-CY.ru