ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. «толкование») – искусство изъяснения, техника толкования древних текстов; направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. В узком смысле – это совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания – филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Высшая цель герменевтики – способствовать пониманию древнего автора так, как его понимали современники. С этой точки зрения нет и не может быть особой библейской герменевтики. Признавая Библию книгой Откровения, исследователь может исходить только из той бесспорной мысли, что откровенные мысли получили выражение в формах, свойственной определённой эпохе и среде, и что для их познания требуется работа, не отличающаяся от той, к какой приходится прибегать, чтобы дешифровать ход мыслей какого-либо греческого поэта или философа. Термин «библейская герменевтика» если и имеет право на существование, то только с применением его к особому предмету истолкования, а не к особым методам, хотя в своём терминологическом значении герменевтика часто определяется именно как наука и искусство библейского толкования. При такой точке зрения старинные способы изъяснения библейских текстов, не вышедшие из употребления ещё и теперь среди взыскательных богословов, подлежат отклонению. Герменевтика имеет историческую разновидность: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла – и субъективности – в соотношении с существующим текстом). Говорят, что слово «герменевтика» происходит от имени греческого языческого бога Гермеса, который был посланником олимпийцев, передавал и толковал счастливым (а чаще несчастным) получателям божественную весть. Так или иначе, но первый этап исторической эволюции герменевтики – это искусство толкования воли богов или божественного намерения: античность (толкование знамений) и Средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической герменевтики. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную герменевтику – проекты отделения в Писании божественного от привнесённого человеком. Герменевтика считается наукой, т.к. имеет правила, и эти правила можно свести в упорядоченную систему. Она считается также искусством, поскольку сообщение динамично и, следовательно, механическое и жёсткое применение правил может иногда исказить истинное значение сообщения. Иногда герменевтическую теорию подразделяют на два подвида – общую и специальную герменевтику. Общая герменевтика – это изучение правил, которые управляют толкованием всего текста. Она включает историко-культурный, контекстуальный, лексико-синтаксический и теологический анализ. Специальная герменевтика – это изучение тех правил, которые применяются к конкретным жанрам (например, таким, как притчи, аллегории, прообразы и пророчества). Герменевтика не изолирована от других отраслей исследования Библии. Она связана с изучением канона, текстологией, исторической критикой, экзегетикой, библейской и систематической теологией. Областью, которая логически предшествует этим различным отраслям библеистики, является изучение канона, т.е. различий между теми книгами, которые отмечены печатью Божественного вдохновения и теми, которые не отмечены такой печатью. Исторический процесс, в результате которого те или иные книги были включены в канон, а другие не включены, долгий и интересный (на эту тему есть обширная литература). В сущности, процесс канонизации – это исторический процесс, во время которого церковь выявляла книги, несущие печать Божественной силы.

 



 
PR-CY.ru