ГУССЕРЛЬ Эдмунд - Страница 2

Затем последовательно выходят в свет «Формальная и трансцендентальная логика» (1929 г.), «Картезианские размышления» (на французском языке, 1931 г.), части I и II работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936 г., полный текст рукописи был издан посмертно, в 1954 г.). Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – «Философия арифметики», где была сделана попытка (в период полемики с психологистами критически оценённая самим Гуссерлем) психологического обоснования основных математических понятий. В этой работе впервые соединились два основных предмета его интереса: математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Фридрихом Людвигом Готлибом Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц (таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии). Хотя через все его работы проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Исследователи выделяют четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией» (или феноменология в узком смысле) и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913 г., однако задуманная несколькими годами раньше. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвёртую группу. Наиболее известная его работа, которая рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии, – «Логические исследования» (1900–1901 гг.). В первом томе, озаглавленном «Пролегомены к чистой логике», дана решительная критика влиятельной в то время концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки как единство значений. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Во втором томе автор ставит перед собой задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания, т.е. с описанием всеобщих структур сознания, которые лежат в основе постижения реальных и идеальных предметов, выявить структуру психического акта как такового и определить специфику актов познания. Феноменология, по Гуссерлю, не теория, она беспредпосылочна и следует логике проясняемых понятий. В её сфере существование внешнего мира – метафизический вопрос, а направление исследований – «противоположно естественному»: оно нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты в их смысловом содержании (значении), которое (поскольку познание реализуется в высказываниях) необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или фантазии и, главное, от предмета: необходимо различать то, о чём говорится, и то, что говорится. При описании сознания как акта основным является различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения (если предмет дан в созерцании). Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов.

 



 
PR-CY.ru