ГАРТМАН Эдуард фон

ГАРТМАН Эдуард фон (1842–1906 гг.) – немецкий философ, один из представителей идейного пессимизма и иррационализма второй половины XIX в. Был вынужден отказаться от военной карьеры и занялся философией. Основное сочинение, выдержавшее много изданий ещё при жизни автора и прославившее его, – «Философия бессознательного» (1869 г., русский перевод 1902 г., в 2010 г. переиздано издательством «УРСС»), хотя за ним последовало почти тридцать больших и меньших сочинений. Неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» под редакцией академика Теодюля Рибо (1839–1916 гг.). Важнейшие философские работы Гартмана: «Неокантианство, шопенгауэрианство, гегельянство» (1877 г.), «Феноменология нравственного сознания» (1878 г.), «Религиозное сознание человечества в его последовательном развитии» (1881 г.), «Религия духа» (1882 г.), «Эстетика» (в двух томах, 1886–1887 гг.), «Основная проблема теории познания» (1890 г.), «Учение о категориях» (1896 г.), «История метафизики» (в двух томах, 1899–1900 гг.), «Современная психология» (1901 г.), «Мировоззрение современной физики» (1902 г.), «Проблема жизни» (1906 г.) и др. После смерти Гартмана была издана его «Система философии» в восьми томах. Писал также о спиритизме, о еврейском вопросе, о немецкой политике и т.д. Полное собрание его сочинений насчитывает около 40 томов. На формирование собственно философских взглядов Гартмана существенное влияние оказали идеи Артура Шопенгауэра (1788–1860 гг.) и Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг.), которые он намеревался соединить с концепцией Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.). Однако если Шеллинг и Гегель при построении философских систем придавали второстепенное значение научным данным, то у Гартмана появляется новая черта: он стремился достичь согласованности умозрительно полученных данных с научными знаниями, добытыми индуктивным путём. Суть своей философии он определил как «синтез Гегеля и Шопенгауэра, с решительным преобладанием Гегеля и понятия о бессознательном, имеющегося в системе Шеллинга. Абстрактные результаты этого синтеза соединены с индивидуализмом Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.) и с современным естественнонаучным реализмом в конкретный монизм. Устранение умозрительной дедукции и полный отказ от аподиктической достоверности отличает мою философию от всех прежних рационалистических систем». Таким образом, в основании философской системы Гартмана были заложены несовместимые на первый взгляд идеи Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и современные ему достижения в области естественных и исторических наук. Труд Гартмана «Философия бессознательного» представляет собой первую попытку обобщения ранее существовавших представлений о феномене бессознательного, а также дальнейшее исследование его на основе синтеза разноплановых точек зрения рационалистического и иррационалистического толка. Такой подход к бессознательному был осуществлён Гартманом через призму признания его абсолютной ценности, т.к. бессознательное необходимо для человека, и «горе тому человеку, который, преувеличивая цель сознательно-разумного и желая исключительно поддерживать его значение, насильственно подавляет Бессознательное». Итак, по Гартману, основа всего сущего – это бессознательное начало.

 



 
PR-CY.ru