ГАССЕНДИ Пьер

ГАССЕНДИ Пьер (1592–1655 гг.) – французский философ, математик, астроном и исследователь древних текстов; крупнейший представитель вольнодумного направления во французской философии середины XVII в. Родился в провансальском местечке Шантерсье, с юных лет проявил недюжинные способности к науке, особенно к математике и языкознанию. Учился в коллеже в городе Динь, затем в университете Экс-ан-Прованса, с 1612 г. преподавал теологию в Дине, с 1617 г. возглавлял кафедру философии в университете в Экс-ан-Провансе. Свой курс Пьер Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность; он не только изложил учение Аристотеля, но и отверг его. Изучал также теоретическую астрономию, но оскорблялся, когда его принимали за астролога. Открытия Николая Коперника (1473–1543 гг.) и сочинения Джордано Бруно (1548–1600 гг.), а также чтение сочинений философов Петра Рамуса (1515–1572 гг.) и Людовика Вивеса (1492–1540 гг.) окончательно убедили Пьера Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Против аристотелизма» («Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos»; Гренобль, 1624 г.). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ (1509–1546 гг.), Джордано Бруно и др. В своих философских воззрениях Гассенди не был последовательным, с годами противоречия в его учении и общественных позициях обострялись. Он был союзником Рене Декарта (1596–1650 гг.) в борьбе против средневековой схоластики и вместе с тем подвергал критике дуалистический характер его философии. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Томасом Гоббсом (1588–1679 гг.) и издал (в 1631г.) анализ мистического учения розенкрейцера (члена мистического общества) Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio ad v ersus Cartesium»), который привёл к оживлённой полемике между обоими философами (его полемика с Декартом широко известна). Окончательно мировоззрение Пьера Гассенди сложилось благодаря изучению Эпикура, и своём учении о строении материи он отталкивался от него, изложив его в «Syntagma philosophicum», вышедшем уже после смерти автора. В 1645 г. Гассенди занял кафедру математики в Collège royal de France. В последние годы жизни издал две работы об Эпикуре «De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647 г.) и «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649 г.), биографии Коперника и датского астронома Тихо Браге (1546–1601 гг.), историю церкви в Дине. Пьер Гассенди обладал большим полемическим даром: он умел отдать должное противнику, ясно и точно излагал его теорию, наконец, делал весьма тонкие и веские замечания. Его философская система, изложенная в «Системе философии» («Syntagma philosophicum»), – результат его исторических исследований. Эти исследования привели Гассенди (как позднее Готфрида Вильгельма Лейбница; 1646–1716 гг.) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

 



 
PR-CY.ru