ГИРЛАНДАЙО, Доменико ди Томмазо Бигорди

ГИРЛАНДАЙО,  Доменико ди Томмазо Бигорди (1449–1494 гг.) – один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо, глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.). Гирландайо продолжил традицию светской живописи середины XV в., которая характеризуется чертами аристократизма и рафинированной утончённости, сложившихся в кружке гуманистов, поэтов и художников, группировавшихся при дворе Лоренцо Великолепного (1449–1492 гг.). Работая преимущественно для Медичи и его ближайшего окружения, Гирландайо стал портретистом и бытописателем этого круга. Его фрески изобилуют портерами представителей фамилии Медичи, Торнабуони, Сассетти, близких к ним поэтов и гуманистов. При этом простота и жанровость прежних изображений подобного рода сменяются у Гирландайо торжественностью и церемонностью. Он является автором фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей, в роли которых выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени. По совершенству, величию и обилию творений его часто называют одним из главных и наиболее превосходных мастеров своего века, самой природой предназначенного стать живописцем, несмотря на противодействие своих воспитателей. Доменико ди Томмазо Бигорди стяжал себе величайшую славу, следуя природному предрасположению. Он родился во Флоренции в семье ювелира Томмазо ди Коррадо, был отдан отцом в обучение ювелирному делу, в котором тот был мастером более чем толковым, выполнившим в своё время большую часть серебряных приношений, хранившихся ранее в шкафу обители Аннунциаты, а также серебряные светильники тамошней капеллы, погибшие во время осады города в 1529 г. Поскольку обнаруженный в архивах Томмазо (который родился в 1424 г. во Флоренции от брака Коррадо ди Доффо (или Доссо) и Катерины ди Франческо Геруччи) упоминается в налоговых документах как кожевенник, мелкий торговец шёлком, торговец венками и торговый посредник, но нигде не упоминается как золотых дел мастер, ряд исследователей высказывали сомнение, что этот человек мог быть отцом Доменико. Тем не менее, автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари (1511–1574 гг.) пишет об отце Гирландайо как об известном ювелире, а в посмертной записи в реестре усопших прихода Святого Павла сообщается: «Доменико, сын Томмазо, внук Куррадо Бигорди». Происхождение прозвища «Гирландайо», под которым известно целое семейство живописцев, не имеет точно установленной версии. Вазари в своём «Жизнеописании Доменико Гирландайо» сообщает, что его отец был золотых дел мастером, придумавшим гирлянды: «…Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами, за что и получил имя Гирландайо». Учитывая то, что Вазари был лично знаком с сыном Доменико, художником Ридольфо Гирландайо, эта версия имеет право на существование как семейное предание. Семейство Бигорди вело своё происхождение из городка Скандиччи, близ Флоренции, где дед художника имел земельный участок и дом. В начале XV в. Бигорди перебрались во Флоренцию, но сохраняли связь с родными местами и держали недвижимость в Скандиччи, о чём свидетельствуют налоговые документы. Доменико был первенцем среди пяти детей ювелира Томмазо Бигорди, все сыновья которого – Доменико (род. в 1449 г.), Давид (род. в 1451 г.) и Бенедетто (род. в 1457 г.) – стали художниками.

 



 
PR-CY.ru