ГУГО, Хуго ван дер Гус

ГУГО, Хуго ван дер Гус (1430/1440 – 1482 гг.) – фламандский художник Северного Возрождения, которого Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.) считал крупнейшим представителем ранненидерландской живописи, наряду с Яном ван Эйком (около 1385 – 1441 гг.) и Роже ван дер Вейденом (1399/1400 – 1464 гг.), один из талантливейших и своеобразных мастеров нидерландской живописи XV в., ближе других подошедший к итальянскому Возрождению. Сведения о жизни Гуго ван дер Гуса крайне скудны. Возможно, он родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Точная дата рождения неизвестна, однако найден указ от 1451 г., который разрешил ему вернуться из изгнания. Следовательно, он успел к тому времени в чём-то провиниться и побыть некоторое время в изгнании. Вступил в гильдию св. Луки, в 1467 г. стал мастером гильдии, а в 1473–1476 гг. был её деканом в Генте. Работал в Генте, с 1475 г., находясь на вершине славы, неожиданно поступил в августинский монастырь Родендале близ Брюсселя; там же в 1478 г. принял монашеский сан и провёл последние годы жизни, омрачённые душевной болезнью. Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. В монастыре его посетил будущий император Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург (1459–1519 гг.). Об известности Ван дер Гуса говорит тот факт, что он принимал ближайшее, а в ряде случаев и руководящее участие в больших декоративных работах по праздничному убранству Брюгге по случаю свадьбы в 1468 г. герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, а позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472 г. Очевидно, его роль в этих работах была ведущей, поскольку по сохранившимся документам он получил более значительную плату, чем остальные художники. К сожалению, картины, бывшие частью этого оформления, не сохранились. Творческая биография Ван дер Гуса известна ещё меньше, чем факты его жизни, его творческое наследие невелико: около 12 произведений. Художник не подписывал и не датировал свои работы. Иногда авторство и время создания произведения помогают установить документы. Неизвестно, кто были его непосредственные учителя, но ясно, что его творчество соотносится с искусством великих предшественников: Яна ван Эйка и Роже ван дер Вейдена, ставшими вехами в развитии нидерландской живописи XV в. Гуго ван дер Гус продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Его художественная деятельность разнообразна. В ранних работах заметно влияние Дирка Баутса (1415–1475 гг.). Обладавший ярким индивидуальным художественным стилем, Гуго ван дер Гус работал преимущественно над росписью алтарей, писал станковые портреты по заказам знати и состоятельных горожан. Смиренное созерцание, простота и своеобразный изыск являются отличительными чертами его работ. Среди его ранних станковых картин небольшого размера наиболее значителен диптих «Грехопадение» и «Оплакивание Христа» (Вена). Фигуры Адама и Евы, изображённые среди роскошного южного пейзажа, проработкой пластической формы напоминают фигуры прародителей Гентского алтаря.

 



 
PR-CY.ru