ГЕОРГ Пенц

ГЕОРГ Пенц (1500–1550 гг.) – немецкий живописец и гравёр. Родился в Нюрнберге, учился вначале у Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.), в 1524 г. переселился в Италию, где примкнул к школе Рафаэля (1483–1520 гг.) и занимался гравированием под руководством Маркаантония Раимонди (1470/1482 – 1527/1534 гг.). В 1525 г., чтобы успокоить народные умы и найти устрашающий пример, Нюрнбергский совет привлёк к суду троих художников: братьев Бартеля и Зебальда Бегаймы (Бехамы) и Георга Пенца. Сохранились документы по их делу. Они озаглавлены так: «Протоколы допроса трёх безбожных художников». Подсудимые обвинялись в том, что были участниками секты, распространителями идей Томаса Мюнцера и богохульниками, но больше всего в том, что не повинуются мирским властям. Рассказывали (кто с осуждением, кто с сочувствием), что обвиняемые держались дерзко. Георг Пенц заявил, что он не ставит ни во что обряд крещения, сомневается в истинности Священного Писания, не верит в Христа, не желает признавать существующие светские власти и господ. Судьям показалось, что они ослышались, и спросили Пенца, верит ли он вообще в Бога. Тот, поразмыслив, ответил: «Отчасти». Братья Бегаймы тоже держались смело. Лет через пять-десять всем им угрожал бы костёр, но в ту пору контрреформация ещё не обрела такой силы. Приговор был сравнительно мягким: «безбожных художников» отлучили от лютеранской церкви и изгнали из родного города. Всеми этими событиями был глубоко взволнован Альбрехт Дюрер. В 1526 г. он преподнёс в дар Городскому Совету картину «Четыре апостола» (Мюнхен, Старая Пинакотека) – одно из самых сильных произведений этого художника. Дюрер воплотил в этой картине образы мужественных и страстных поборников истины и справедливости, указывающих людям истинный путь. Незвестно, повлияло ли это на мнение Городского Совета, но позже все трое «безбожных художников» были прощены и вошли в группу «Kleinmeister» («Малые мастера»). В 1528 г. Георг Пенц вернулся в Германию. Большинство написанных им картин носят историческое, аллегорическое и жанровое содержание, а портреты отличаются хорошим рисунком и тёплым, ясным колоритом. Несмотря на то, что произведения художника носят на себе характерные черты направления Рафаэлевской школы, они не являются слепым подражанием работам великого урбинского мастера. Из них исследователи выделяют картины «Амур и Венера» (Мюнхенская Пинакотека), «Святой Иероним» (Штутгарт), «Распятие» (Венская галерея) и значительное число портретов, находящихся в Вене, Берлине, Брауншвейге и других городах. Георг Пенц создал также 126 гравюр, которые совмещают в себе красоту форм с силой и изяществом резца: «Взятие Карфагена» (с Дж. Романо), «Любовь», «Милосердие», «Слава», «История Товия» и портрет курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного. Они указывают на влияние итальянской эпохи Возрождения.

 
PR-CY.ru