ГЕРТГЕН тот Синт-Янс - Страница 3

Цельности впечатления способствует колорит – богатство оттенков, смягчающих переходы. Здесь художник по-иному решает проблему мыслящей личности, образ которой был в центре внимания индивидуалистов первой половины XV в. Мастер открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства – его интересует внутренний, духовный мир человека. В искусстве Гертгена сохранялось что-то от наивного и искреннего примитивизма. Его герои обладают особой духовной общностью, они простодушны и бесхитростны. Излюбленные им лица строго овальны, необыкновенно объёмны и лишены тонкостей. Но это ещё больше подчёркивает живые наблюдения художника и искренность чувств героев. Новое, оригинальное истолкование традиционных тем и образов – характерная черта творчества Гертгена. В ряде случаев он сознаёт утрату былой веры в идеальную гармоническую связь человека и окружающей среды. В протяжённом пространстве запечатлённого им готического интерьера чувствуется усвоение традиций великих мастеров раннего Северного Возрождения, утвердивших в начале XV в. принципы непрерывно-целостного изображения величественного и гармоничного мироздания. Ярким примером может служить одно из последних произведений Гертгена – «Рождество» (Лондон), отличающееся предельной простотой композиции и лирической нежностью образов. В творчестве мастера особняком стоят картины, которые исследователи ставят в связь с предреформационными идеями, распространившимися в конце XV и в конце XVI в. В одной из них – «Христос-мученик» (Утрехт, Музей Архиепископа) – художник отказывается от пейзажа, вновь возрождая средневековый золотой фон, на котором с потрясающей точностью, до осязаемости выпукло представлена обнажённая фигура Христа-мученика. Нестерпимое страдание подчёркнуто многочисленными предметами, имеющими символическое значение, – орудиями страстей, которые несут плачущие ангелы. Идеализированный облик Мадонны, одновременно возвышенный и очень человечный, изображён художником на картине «Мадонна с Младенцем» (Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея). Миловидное овальное лицо, чуть раскосые глаза, небольшой рот выражают нежность, ласку, заботу. Всё проникнуто теплотой материнского чувства. Гертген работал недолго, но чрезвычайно плодотворно. Он оставил много учеников и последователей. Гарлемские (и не только гарлемские) мастера долгое время следовали его образцам. Среди них несколько анонимных художников, имеющих условные имена: Мастер Брауншвейгского диптиха, Мастер легенды о св. Люции и др. Они были непосредственными продолжателями дела Гертгена. Его влияние сказалось и позже (в XVI в.) у Яна Мостарта (около 1475 – 1555 гг.), Якоба Корнелиса ван Остсанена (1472–11533 гг.) и некоторых других живописцев. Его искусство близко демократической атмосфере Северных Нидерландов, его живопись отмечена задушевной простотой и искренностью. Он ещё отчетливей выразил в своём искусстве чувство взаимодействия людей, но не утратил интереса к индивидуальному личному началу в человеке. Влияние Гертгена обосновало национальное чувство природы, одновременно многообразное и глубоко серьезное, что с тех пор стало неотъемлемой чертой голландского искусства. Лит.: С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. – М.: Омега-пресс, 2008.



 
PR-CY.ru