ГЕРТГЕН тот Синт-Янс

ГЕРТГЕН тот Синт-Янс (между 1460 и 1465 – до 1495 гг.) – северо-нидерландский живописец, наиболее одарённый из учеников Альберта ван Оуватера (около 1415 – около 1475 гг.) и рано скончавшийся. Он умер в возрасте 28 лет, сумев за свою жизнь больше, чем другие сверстники выявить в нидерландской живописи Раннего Возрождения собственно голландские черты. Этот рано умерший художник, работавший в Харлеме, является одной из самых значительных фигур северо-нидерландской живописи конца XV в. Его деятельность началась в Гарлеме в конце XV в. (до нас не дошло никаких документов о его жизни). Место его рождения (Лейден) установлено по гравюре Теодора Матама (около 1625 г.), воспроизводящей одну из картин Гертгена. На этой гравюре есть надпись, указывающая на Лейден – «Гертген Лейденский». В Гарлеме в качестве подмастерья живописца он жил при ордене иоаннитов (отсюда и прозвище «из (монастыря) Святого Иоанна»). Возможно, обучался в мастерской Альберта ван Оуватера и во многих отношениях не только был равен своему учителю, но и превосходил его, особенно силой своих образов, композиций, красотой фигур и передачей чувств. Был знаком с творчеством художников Гента и Брюгге, некоторое время жил в Брюгге (в списках гильдии миниатюристов этого города за 1475–1476 гг. упоминается о «Гертгене Голландце»). Основной источник сведений о нём – «Книга о художниках» Карела ван Мандера (1548–1606 гг.), но сведений этих ничтожно мало. Ван Мандер рассказывает, что Гертген тот Синт-Янс жил в монастыре кавалеров ордена св. Иоанна в Гарлеме (однако в этом монастыре он жил и работал, не вступая в орден), почему и получил своё прозвище «маленький Герард из Братства св. Иоанна». Его лучшие работы выполнены по заказу братьев-иоаннитов. Для живописной манеры Гертгена тот Синт-Янса характерны тонкая эмоциональность в трактовке религиозных сюжетов, внимание к явлениям повседневной жизни и вдумчивая, поэтически-одухотворённая проработка деталей (всё это получит развитие в реалистической голландской живописи последующих столетий). Во всех своих произведениях, начиная с первых шагов творчества, он проявлял хорошее знание лучших достижений фламандской живописи; вероятно, познакомился с её образцами ещё до обучения у ван Оуватера. Считается выдающимся мастером религиозной картины. Судя по стилю, к ранним работам Гертгена исследователи относят «Семейство Христа в церкви» (около 1480 г., Амстердам, Риксмузей). Интерьер собора, в котором происходит действие, симметричное расположение фигур, их некоторая застылость и многое другое напоминают «Воскрешение Лазаря» ван Оуватера. Действующие лица празднично торжественны, но при всём этом сцена выглядит очень непосредственно: в ней есть что-то от повседневной жизни – обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в неё особую задушевность. Главное и наиболее прославленное произведение художника – большой триптих «Снятие с креста». К сожалению, до нас дошёл только частично: сохранилась лишь правая двусторонняя створка, разделённая теперь на две самостоятельные картины (Вена, Картинная галерея художественно-исторического музея).

 



 
PR-CY.ru