ГАНС Гольбейн Старший - Страница 2

В 1520 гг. Ганс Гольбейн Старший отходит от активной деятельности и лишь иногда выступает как помощник своего сына. Так было во время работы над алтарём Ганса Оберрида, где Ганс Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов. Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным, что делает для исследователей различие индивидуальных манер чрезвычайно сложной задачей. Вероятно, именно поэтому в течение долгого времени многие творения отца приписывались сыновьям, в первую очередь, Гансу Гольбейну Младшему, к которому было приковано внимание исследователей. Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию. Его ранние произведения сделаны ещё целиком в традициях немецкой живописи XV в., показывают влияния нидерландской школы и особенно Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464 гг.), выразившиеся и в тщательной светотеневой моделировке форм, и в обилии натуралистически точных деталей. Объёмные фигуры часто пишутся на условном золотом фоне, активно используются готические декоративные мотивы. Уже в этих ранних произведениях проявилось незаурядное колористическое мастерство Ганса Гольбейна Старшего, стремление к соразмерной и сгармонизированной композиции с ясно выделенным центром. Красота целого для него всегда важнее выразительности отдельного образа. Постепенно в творчестве Ганса Гольбейна Старшего появляется интерес к пространственным решениям. Если в картинах Кайсгеймского алтаря 1502 г. композиция ещё строится как в рельефе, и действие развивается параллельно картинной плоскости, то через два года в изображении «Базилики св. Павла» художник пытается создать сложное, развёртывающееся в глубину, многоплановое пространство. И хотя в согласовании планов чувствуется скованность и некоторая механистичность, самого пристального внимания достойно стремление мастера выйти за пределы привычных изобразительных решений, которое демонстрирует зарождение нового художественного видения. Окончательный переход к ренессансному стилю исследователи наблюдают в работах 1508–1516 гг. Примечательно, что освоение нового стиля начинается с пристального интереса к ренессансной декорации. Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения. Восприятие нового искусства идёт не через осознание гуманистических идеалов эпохи Возрождения, а через чисто внешние формы, которые, по-видимому, очень нравились и заказчикам, не желавшим отстать от моды. Наиболее совершенным творением Ганса Гольбейна Старшего считается алтарь св. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке. Образ страдающего Себастьяна величествен и монументален, за каждой деталью чувствуется внимательное изучение натуры. И всё же мастеру здесь не удаётся достичь абсолютной органичности изображения. Возникает ощущение, что за ренессансными формами стоит иной способ художественного мышления, для которого передача реалий объективного мира – лишь средство для выражения сверхчувственных ценностей. Ганс Гольбейн Старший работал в среде, которая жила ещё в значительной степени средневековыми представлениями. Показательно, что в основном художник писал алтарные образы для провинциальных католических монастырей Южной Германии. Для украшения тех же монастырей он делал и картоны, потом воспроизводившиеся в живописи на стекле (до нашего времени сохранилось 17 окон, расписанных по эскизам художника). Характер заказов, духовная среда во многом определяли то несколько внешнее восприятие ренессансной художественной культуры, которое видно в ряде произведений мастера. Интересную часть наследия Ганса Гольбейна Старшего составляют портреты. Сохранилось очень мало живописных портретов, но существует значительное количество рисунков, в большинстве своём сделанных серебряным карандашом. Эти рисунки создавались и как вспомогательные штудии для многофигурных композиций, и как самостоятельные портретные изображения, по всей видимости, пользовавшиеся большим успехом. Рисунки отличает редкая точность в передаче натуры, почти полное отсутствие стилизованных форм, совершенное графическое мастерство. В его портретах не привлекают внимание детали, художник сосредоточивает его на содержании образов, в которых подчёркиваются одухотворенность и особое настроение лёгкой грусти. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, исследователи подчёркивают: как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца.



 
PR-CY.ru