ГАРМОНИЯ - Страница 2

Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен гармонии. В этой связи в античной философии гармония трактовалась как мировой космический закон: «Всё происходит по необходимости и согласию с гармонией» (Филолай). Соотнесённость гармонии мироздания с фундаментальной закономерностью задаёт в европейской традиции вектор её осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифогоризма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса «проверить алгеброй гармонию» (А.С. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонизирования в скульптуре и т.д. В отсутствие имманентной глубинной основы гармонии внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: «скрытая гармония лучше явной» (Гераклит), «заштопанные чулки лучше разорванных, – не так с созданием» (Гегель) и т.п. Осмысление гармонии как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия (при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесённой с Абсолютом) приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной, генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально (при заводе) синхронизированных Богом часов. В этой связи в европейской философии понятие «гармония» выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: «враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония» (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция гармонии выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности. «Гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены» (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (гармония разума и аффектов) в традиции Просвещения и т.д. Если для классической европейской культуры гармония мироздания в широком смысле этого слова и гармония отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и в сфере искусства) конструируется как нарушение этой гармонии и поиск путей её обретения вновь, то для неклассической современной культуры в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии.



 
PR-CY.ru