ГАМАЛИИЛ

ГАМАЛИИЛ – единственный христианский святой, упоминаемый в Новом Завете, который также обладал авторитетом в иудаизме, учёный раввин, законоучитель, фарисей (Деян. 5:34). Согласно раввинистическому преданию, Гамалиил был сыном Симона и внуком знаменитого фарисейского учителя Гиллеля, а также их преемником в сане «наси» (букв. – «князь»). Кроме сына по имени Авив, наследовавшего сан Гамалиила и бывшего одним из вождей восстания против Рима, упоминается также дочь Гамалиила, которую он выдал замуж за священника Симона бен Натаниеля. Во второй трети I в. до н.э., будучи членом (затем председателем) Великого иерусалимского синедриона, Гамалиил получил звание «газакен» (евр. – «старец»). Он первым из еврейских учителей удостоился титула «раббан» (арам. – «наш учитель»), который в то время носили только представители высшего религиозного совета. Имя Гамалиила редко упоминается в Галахе, поскольку школа Гиллеля, главой которой после смерти деда стал Гамалиил, представляла умеренное направление раввинистического богословия и обычно выступала в диспутах с более радикальной школой Шаммая как замкнутая коллегия. Еврейская традиция, вероятно, содержит немало изречений Гиллеля, ошибочно приписываемых его внуку. Гамалиил был автором многих законодательных положений в Талмуде о «благоустройстве мира». Как глава синедриона, он написал три послания: два посвящены вопросу о десятине, в третьем, адресованном евреям диаспоры, сообщалось о необходимости сделать год високосным путём прибавления тринадцатого месяца. Гамалиил разрешил женщинам повторно выходить замуж, если у них имеется свидетельство о смерти мужа, приказал уничтожить Таргум к Книге Иова, потому что, согласно учению раввинов, Таргум в отличие от Торы и Мишны должно проповедовать только устно. Из рассказов Талмуда известно, что к нему обращались с вопросами ритуального характера «царь и царица», т.е. Агриппа I Ирод и его жена Кипра. Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Гамалиила следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание». Чуждый узкой исключительности современного ему фарисейства, Гамалиил позволял своим ученикам читать языческую литературу, чем и объясняется знакомство с нею одного из них, апостола Павла, который также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян. 22:3). В Новом Завете образ Гамалиила согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия. В книге «Деяния святых апостолов» Гамалиил именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (5:34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, которым угрожала смерть (5:33–40). Гамалиил настаивал на веротерпимости: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете его разрушить; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:34–39). Апостолы были отпущены. В его речи содержится исторический анахронизм: Гамалиил упоминает восстание Февды (Деян 5:36–37), которое произошло около 45 г. н.э., т.е. спустя 10 лет после суда над апостолами. Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф. 26:57; Мк. 14:53; Лк. 22:66; Ин. 18:13–14) свидетельствуют о невозможности участия Гамалиила в суде над Иисусом Христом. Полагают, что Гамалиил умер за восемнадцать лет до разрушения Иерусалима. С его личностью связывают различные церковные предания. Согласно одному из них, в конце жизни Гамалиил был крещён апостолами Петром и Павлом вместе с сыном Авивом, и благодаря ему были обретены мощи первомученика Стефана. Согласно преданию, около 415 г. Гамалиил явился во сне пресвитеру Лукиану и повелел откопать останки первомученика Стефана, которого он похоронил на своём семейном участке в сел. Гамла вместе с останками праведника Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу, и сына Авива (Ин. 3:1–21). По этой причине память Гамалиила отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе его память отмечается 3 августа. Лукиан описывает Гамалиила как «мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами».

 
PR-CY.ru