ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ – символическая книга французских кальвинистов (см. Кальвинизм), официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. Первоначально французские протестанты-кальвинисты (так называемые гугеноты) не имели официального Символа веры, так же как не имели единой организации. Краткое изложение вероучительных принципов («библейских истин») вкладывалось в Библии, переведённые и изданные протестантами Робером Этьенном (1503–1559 гг.); латинизированное Стефанус (1532 г., латинский язык) и Жаком Лефевром д'Этаплем; (1450–1536 гг.); латинизированное Стапуленсис (1534 г., французский язык), а также в издания Нового Завета Этьенна (1552 г., латинский язык) и Жака Жерара (1553 г., французский язык). В 1558 г. во Франции, несмотря на регулярно повторявшиеся преследования, по некоторым данным, насчитывалось около 400 тыс. протестантов, объединённых в независимые друг от друга конгрегации. Появилась необходимость создания единой церковной организации и общего вероисповедного документа. В 1559 г. в Пуатье возникла дискуссия о предопределении. В ней принял участие Антуан Шандьё (1534–1591 гг.), который после возвращения в Париж передал местной конгрегации предложение о разработке единого Символа веры и церковного регламента. Первый общенациональный Синод Реформатской церкви Франции состоялся в Париже 25–28 мая 1559 г. под председательством пастора парижской конгрегации Франсуа Мореля, ученика и друга Жана Кальвина (1509–1564 гг.). Точное количество делегатов Синода неизвестно. Текст галликанского исповедания был написан Ж. Кальвином и доставлен в Париж вместе с его письмом к Ф. Морелю. Исповедание состояло из 35 статей, но делегаты Синода расширили и дополнили первые две статьи, сделав из них шесть. Таким образом, принятый Синодом вариант галликанского исповедания состоит из сорока статей. В 1560 г. оно было представлено в Амбуазе королю Франции Франциску II Валуа (1559–1560 гг.), к тексту было добавлено предисловие-обращение, в котором короля просили прекратить гонения на протестантов. Год спустя на религиозной конференции в Пуатье Теодор Беза (1519–1605 гг.) ознакомил с галликанским исповеданием короля Франции Карла IX Валуа (1560–1574 гг.). В 1571 г. на седьмом Национальном синоде в Ла-Рошели присутствовали не только представители конгрегаций, но и королева Наваррская Жанна д'Альбре, её сын Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV Бурбон; 1589–1610 гг.), принц Луи Конде, адмирал Гаспар де Колиньи (1519–1572 гг.) и другие высокопоставленные французские гугеноты. Галликанское исповедание было прослушано и подписано всеми присутствующими и с этого времени получило второе название – Ла-Рошельское исповедание. Оно было также одобрено немецкими Синодами – в Везеле (1568 г.) и Эмдене (1571 г.) – и сохраняло значение для Реформатской церкви Франции до конца XIX в. Галликанское исповедание имеет подзаголовок «Исповедание веры, составленное при общем согласии французами, которые желают жить в соответствии с чистотой Евангелия Господа нашего Иисуса Христа», написано на французском языке, каждая статья сопровождается ссылками на Библию. Сорок статей поделены на четыре больших раздела: Бог, Христос, Святой Дух и Церковь. В первой статье говорится о Боге и его атрибутах (вечный, неизменный, всемогущий и т.д.), во второй – о Его откровениях человеку, причём на первое место ставится откровение Бога человеку через творение и лишь потом через Его Слово. Статьи с третьей по пятую посвящены Священному Писанию, которое называется истинным Словом Божьим и единственным критерием веры; перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Заветов. В пятой статье упоминаются также общехристианские Апостольский, Афанасиев и Никейский Символы веры (с добавлением Filioque) как «согласующиеся со словом Божиим». В шестой статье говорится о трёх Божественных Ипостасях: о Боге-Отце, первопричине, первооснове и источнике всего сущего; о Сыне, Его вечном Слове Мудрости, извечно рождённом Отцом; о Святом Духе, Его энергии и силе, исходящем от Отца и Сына. В статье также упоминается об отвержении всех ересей и сект, осуждённых «св. докторами – св. Иларием, св. Афанасием и св. Кириллом». Триединый Бог создал всё видимое и невидимое (ст. 7); не являясь источником зла, Он использует бесов и грешников, обращая сделанное ими зло во благо (ст. 8).

 



 
PR-CY.ru