ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД

ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД – литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (современная Франция) в период поздней Римской империи и франкской королевской династии Меровингов. В отличие от других обрядов галликанский обряд не развивался вокруг единого центра и, видимо, по этой причине, а также из-за сложной политической ситуации полной унификации обряда в Галлии так и не было. Поэтому современные исследователи предпочитают говорить, скорее, о галликанской традиции или галликанском типе богослужения, чем о полноценном обряде (тем более что для католических исследователей обряд – категория канонического права). Ещё в XVII–XVIII вв. поднимался вопрос о восточном происхождении галликанского обряда. Луи Дюшен (1843–1922 гг.) предположил, что восточное влияние могло идти через г. Медиолан (современный Милан). Позже он пришёл к выводу, что само богослужение Медиолана является источником галликанского обряда, в чём его поддержал А. Леклерк. Критика теорий влияния Северной Италии на галликанский обряд содержится в работе кардинала Джованни Меркати. А. Тибо считал, что источник галликанского богослужения находился в Провансе, в частности, в Леринском монастыре, но не исключал и сирийского влияния. По теории Фернана Каброля, галликанский тип богослужения был распространён в Западной Европе повсеместно и господствовал там до V в., когда его начал вытеснять римский обряд. Другие учёные настаивали на сильном испанском влиянии на галликанский обряд. Й.А. Юнгманн постулировал изначальное сосуществование двух традиций: римско-североафриканский и галликанской, к которой он относил также амвросианскую, испанскую и кельтскую. Современные исследователи, выявляя в галликанском обряде общий доникейский базис с богослужением Северной Африки и Сирии, отмечают его изначальную близость с испанской традицией (в частности, контактной зоной были Северная Испания и Юго-Западная Галлия). Кроме того, подчёркивается большая роль устной традиции и поливариантность в пределах одной территории (тип богослужения зависел от того, какая кафедра рукополагала священников для данной местности). Первые свидетельства о литургическом творчестве на территории Галлии относятся к середине V в. По словам Геннадия Марсельского (ум. в конце V в.), пресвитер Музей Марсельский (ум. в 458, 459 или 461 г.) по поручению епископа Венерия (ум. в 452 г.) и сменившего его епископа Евстафия отобрал чтения из Священного Писания на весь год (лат. lectiones totius anni) и респонсории и capitula из псалмов, а также составил Сакраментарий (sacramentorum egregium non parvum volumen). Сидоний Аполлинарий (ум. до 490 г.), епископ г. Арверн (современный Клермон-Ферран), в послании к епископу Магецию сообщал, что он составил евхаристические молитвы (contestatiuncula букв. – небольшая торжественная речь или моление; в последующей традиции утвердилось название «contestatio», аналог римской префации). Позже они были собраны Григорием Турским в отдельную книгу (libellus missarum). Кроме того, тот же Сидоний передал, что Клавдиан Мамерт (ум. около 474 г.), будучи пресвитером Вьенны, отобрал чтения из Священного Писания для всего литургического года. В 21-м правиле Турского собора (567 г.) говорится о неких «канонических книгах» (canonicis libris), содержащих, в частности, молитвы благословения вдов. О существовании в Галлии местных традиций совершения таинства крещения, отличающихся от римского обряда, говорится в «Изъяснении молитвы Господней» и «Изъяснении Символа веры» Венация Фортуната (около 535 – около 600 гг.), епископа Пиктавийского (современный Пуатье).

 



 
PR-CY.ru