ГАВРИИЛ, Голосов Григорий Васильевич - Страница 2

12 августа 1904 г. по собственному прошению из-за болезни Гавриил был переведён на Прилукское викариатство Полтавской епархии с назначением управляющим Димитриевым Прилукским в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня монастырём. В Полтаве был председателем епархиального училищного совета, членом учёной архивной комиссии. Совместно с протоиереем Петром Мацановым издал материалы о Екатеринославском архиепископе Амвросии (Серебренникове) и Могилёвском епископе Афанасии (Волховском), мощи которых нетленно почивали в Крестовоздвиженском монастыре («Угодники Божии святители Амвросий и Афанасий». Полтава, 1905 г.). 9 декабря 1905 г. Гавриил был назначен на Омскую кафедру, куда прибыл 28 января 1906 г. Епархия, открытая в 1895 г., была плохо обустроена. При нём количество приходов увеличилось вдвое (только в 1911 г. было открыто 40), значительно возросло число пастырей, причём Гавриил особенно ценил тех, кто имел высшее образование. Дважды проводились епархиальные съезды. Гавриил упорядочил в епархии богослужебный чин, завёл внебогослужебные чтения с общим пением. При нём было закончено строительство зданий архиерейского дома и консистории, открыто женское епархиальное училище и общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам училища. По его инициативе в Омске открылась духовная семинария, в епархии – много церковноприходских школ, несколько обществ трезвости. Была усилена просветительская и миссионерская деятельность, учреждена вторая должность епархиального миссионера, увеличен штат окружных миссионеров, при епархиальном православном братстве образован «дамский миссионерский кружок», открыты воскресные миссионерские курсы. Омская миссия по составу сотрудников и организации народных кружков и братств была лучшей в Сибири. Гавриил заботился о религиозных нуждах переселенцев, прибывавших преимущественно из южных губерний. В феврале 1909 г. он пожертвовал в Санкт-Петербургской духовной академии капитал в 6 тыс. руб., на проценты с которого была учреждена стипендия его имени. За многолетнюю службу и деятельность на пользу духовного просвещения и за литературные труды Гавриил в 1909 г. был избран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии. Будучи убеждённым и решительным противником левых партий, основал патриотическую газету «Голос Сибири», 22 октября 1908 г. открыл в Омске отделение Русского народного союза имени Михаила Архангела, став его почётным председателем. Гавриил являлся также почётным членом омского отделения общества хоругвеносцев. В 1907–1910 гг. в «Омских епархиальных ведомостях» регулярно печатались его слова, проповеди и обращения на церковно-общественные темы. Он писал о «долговечном умственном рабстве перед Западом» и указывал на негативные последствия «освободительного движения» в жизни духовенства, крестьян, рабочих, критиковал деятельность Государственной думы. 1 ноября 1910 г. в «Омских епархиальных ведомостях» было опубликовано предложение Гавриила всем священнослужителям епархии стать членами Русского народного союза имени Михаила Архангела. Подобные обращения послужили причиной начала кампании против него в местной либеральной печати («Омский телеграф» и др.). В доносах Гавриила обвиняли в бездеятельности, в устройстве на разные должности в епархии своих родственников, в «терроризации» омского духовенства и т.д. В результате Святейшим Синодом была проведена ревизия, по результатам которой 18 февраля 1911 г. Гавриил был уволен на покой с местопребыванием в арзамасском Преображенском монастыре на правах настоятеля. Протесты против его увольнения, исходящие от частных лиц и обществ, не изменили ситуации. С 26 апреля 1911 г. Гавриил жил в Макариевом калязинском во имя Святой Троицы монастыре, с 21 сентября 1911 г. управлял Теребенской во имя святителя Николая Чудотворца пустынью, с 22 ноября – Жёлтиковым монастырём, с 1916 г. – в должности настоятеля. Награждён орденами св. Владимира третьей (1890 г.) и второй (1906 г.) степени, св. Анны первой степени (1896 г.). Погребён в Жёлтиковом монастыре под колокольней. Из трудов Гавриила наибольшую известность получили сочинения по литургике и нравственному богословию, над которыми он работал в 1882–1886 гг. Целый ряд его книг был рекомендован для семинарских и епархиальных библиотек. Работа «Нравственное богословие» получила высокую оценку протоиерея Иоанна Кронштадтского (1829–1909 гг.).



 
PR-CY.ru