ГРИГОРИЙ IV Хаддад - Страница 2

Григорию IV Хаддаду удалось улучшить ситуацию в патриархате: он добился проведения строгого контроля над церковным имуществом и установил повышенные требования к кандидатам на вакантные архиепископские кафедры. По свидетельствам современников, Григорий IV Хаддад был одним из самых уважаемых религиозных лидеров Сирии: честность, терпимость и благородство характера снискали ему высокий авторитет, в том числе и среди мусульман. Он слыл знатоком литературного арабского языка, писал стихи. Патриарх имел также незаурядные познания в философии, математике, истории и логике, знал греческий, немного говорил по-русски и по-турецки. Особое внимание Григорий IV Хаддад уделял совершенствованию системы образования. При нём открылись многие новые учебные заведения, успешно действовала семинария при Баламандском монастыре. С 1909 г. начал выходить журнал «Аль-Ниама», ставший первым печатным органом православной церкви на Востоке. Журнал публиковал официальные церковные документы и обращения, материалы о жизни церкви, а также статьи разного направления – от научных до литературных. В 1913 г. Григорий IV Хаддад по приглашению Николая II посетил Россию и принял участие в праздновании 300-летия Дома Романовых. На всём протяжении пути от Одессы до Санкт-Петербурга его принимали с высшими почестями. По случаю его приезда в столицу в Казанском соборе была отслужена литургия, а затем Григорий IV Хаддад встретился с Николаем II и царской семьёй. Патриарх преподнёс царю частицы Креста Господня, мощей святых и другие святыни. В последний день торжеств император наградил его орденом св. Александра Невского первой степени и крестом с бриллиантами, Святейший Синод преподнёс памятный крест. За время пребывания в России патриарх посещал многие общественные организации, встречался с большим количеством людей разных сословий – от членов царской семьи до простых прихожан, участвовал в хиротониях многих русских священников и епископов, в частности будущего патриарха Алексия (Симанского) и будущего митрополита Дионисия (Валединского). Среди подарков, поднесённых патриархом российскому императору, была богатейшая коллекция арабо-христианских рукописей, переданная после 1917 г. в Азиатский музей. Осенью 1914 г. в связи с вступлением в Первую мировую войну в Османской империи была упразднена автономия христианских общин, политически активная часть арабов-христиан подверглась репрессиям турецких властей, население Сирии и Ливана понесло огромные потери от голода и эпидемий. Григорий IV Хаддад находился под полицейским надзором в своей резиденции в Дамаске, митрополиты были удалены из своих епархий и заключены в Баламандский монастырь. Историческая связь Антиохийского патриархата с Россией резко ослабла после прихода к власти в России большевиков, которые в политике на Ближнем Востоке отказались от опоры на православных сирийцев, сделав ставку на еврейских коммунистов из «Поалей Цион», а затем и на ливанских профсоюзных деятелей и левантийских коммунистов. Тем не менее, Григорий IV Хаддад поддерживал контакты с патриархом Тихоном, потом вёл переписку с митрополитом Сергием, осудил обновленческий раскол и связанное с ним вмешательство Константинопольского патриарха в дела Русской церкви.

 



 
PR-CY.ru