ГРИГОРИЙ II

ГРИГОРИЙ II – Александрийский патриарх (около 1308/1316 – около 1332/1354; по Дж. Федальто, 1316–1354 гг.). В так называемом Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов время его патриаршества приходится на 1268–1300 гг., что исследователи считают, скорее всего, неверным. Венеас Грюмель (1890–1967 гг.) и Ж. Насралла датируют его избрание на кафедру 1315 г. Во время патриаршества Григория II положение православной церкви в Египте было тяжёлым. После своего избрания он отправил Константинопольскому патриарху Иоанну XIII Глике (1315–1320 гг.) послание, которое было опубликовано Францем Миклошичем (1813–1891 гг.) и Йоргом Мюллером (род. в 1943 г.) вместе с ответным письмом Константинопольского патриарха, пригласившего его приехать в Константинополь. По мнению Ж. Насраллы, Григорий II, приняв приглашение, остался в Константинополе, однако коптский католический священник Халил Самир (род. в 1938 г.) считает, что Григорий II жил в Каире, о чём свидетельствует арабская рукопись Синайского монастыря, переписанная иеродиаконом Сабой Ясой в 1320 г. в Каире. По мнению Халила Самира, Григорий II скопировал греко-арабский Евхологий, который подарил церкви Мар-Саба, находившейся в порту Александрии. Особенностью этой рукописи является служба на освящение нильской воды, совершаемая в субботу перед праздником Пятидесятницы. Греческий текст Евхология был издан историком церкви Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (1856–1929 гг.) в 1901 г. и М. Блэком в 1938 г., палестино-арамейский – Г. Мерголиутом в 1896 г., арабский текст остаётся неизданным. Григорий II начал перевод на арабский с греческого Иерусалимского устава, но завершить его не смог (перевод устава завершил некий Абу-ль-Фатх в 1335 г.). Из арабской рукописи 1594–1595 гг. известно, что Григория II также назвали Григорием аc-Синаити. Исследователи предполагают, что Григорий II был монахом Синайского  монастыря, что, в свою очередь, объясняет находки там его рукописей. Под именем Александрийского патриарха Григория II сохранилось послание (написанное ямбическим стихом) к епископу Месопотамии Сирийской Феодору, не соблюдавшему Господских и Богородичных праздников, дней памяти апостолов и св. Иоанна Крестителя и употреблявшему мясо по средам и пятницам. Однако исследователям неясно, принадлежит ли оно Григорию II или написано его преемником – Григорием III (1332/1354 – 1350/1366 гг.).

 
PR-CY.ru